Слово о молитве епископа Феофана

 

Для того, чтобы душа всякое делание наше обращала во славу Божию, надо настроить ее к этому с самого начала дня, прежде чем изыдет человек на дело свое и на делание свое да вечера. Настроение подобное производится Богомыслием. И это есть третий способ обучения души к частому обращению к Богу. Богомыслие – это благоговейное размышление о Божественных свойствах и действиях и о том, к чему знание о них нас обязывает; это размышление о благости Божией, правосудии, премудрости, всемогуществе, вездесущии, всеведении, о творении и промышлении, об устроении спасения в Господе Иисусе Христе, о благодати и слове Божием, о святых таинствах, о Царстве Небесном. О котором из этих предметов ни стань размышлять, размышление непременно исполнит душу благоговейным чувством к Богу.

Самое приличное и удобное для этого время есть утро, когда душа еще не обременена множеством впечатлений и деловыми заботами, а именно – после утренней молитвы. Кончишь молитву, сядь, и с освященной в молитве мыслью начинай размышлять сегодня об одном, завтра о другом Божием свойстве и действии и соответственно этому в душе произведи расположение. "Иди, – говорил св. Димитрий Ростовский, – иди, святое богомыслие, и погрузимся в размышление о великих делах Божиих", и проводил мыслью или дела творения и промышления, или чудеса Господа Спасителя, или Его страдания, или другое что, возгревал этим сердце свое и начинал изливать душу свою в молитве. Так и каждый может сделать. Труда немного, желание только и решимость надо; а плода много.

Так вот три способа, как, кроме молитвенного правила, научить душу молитвенно к Богу возноситься:
1) посвящать утром некоторое время богомыслию;
2) всякое дело обращать во славу Божию;
3) часто обращаться к Богу краткими воззваниями.

Кто положит себе за правило упражняться в них, тот скоро приобретет навык восхождения к Богу в умной и сердечной молитве. Труд этот подобен подъему на гору. Чем выше поднимается человек в гору, тем свободнее и легче дышит. Так и здесь, чем больше кто навыкает описанным упражнениям, тем выше подымет душу, а чем выше поднимется душа, тем свободнее будет действовать в ней молитва.

Итак, мы рассмотрели коротко два вида или две степени молитвы: Молитву читательную, когда молимся Богу чужими молитвами, и молитву свою мысленную, когда умно возносимся к Богу через богомыслие, посвящение всего Богу и частые воззвания к Нему из сердца. Но это еще не все. Есть третий вид, или степень молитвы, который и составляет настоящую молитву, и к которому два первые служат только приготовлением Именно: непрестанное обращение ума и сердца к Богу, сопровождаемое внутренней теплотою и горением духа. Это предел, до которого должна дойти молитва, и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.