Слово о молитве епископа Феофана

 

Молитва не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа, постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца. Поясним это примером. Стоит солнце посреди, а вокруг него ходят все планеты, все тяготеют к нему, все непрестанно обращены к нему какой-либо стороною. То, что солнце в мире вещественном, то в мире духовном Бог – умное Солнце. Все Ангелы, все святые в небе к Богу обращены, на Него устремляют умные очи свои и оторвать их от Него не хотят по причине неизреченного блаженства, источаемого лицезрением Божиим. Но то, что Ангелы и святые делают на небе, то нам надлежит приучаться делать на земле, навыкать ангелоподобному непрестанному молитвенному предстоянию Богу в сердце своем. Кто этого достигнет, тот и станет настоящим молитвенником.

Как же добиться такого великого блага? Отвечу просто: надо трудиться в молитве неутомимо, ревниво, уповательно, домогаясь достигнуть, Как обетованной земли, горения духа при трезвенном внимании к Богу. Не подумайте, что здесь разумеется какое-либо очень высокое, недосягаемое для обыкновенного человека состояние. Оно действительно есть очень высокое состояние, но достижимо для всех. Ведь и всякий иногда чувствует во время молитвы прилив теплоты и усердия, когда душа, от всего отрешась, глубоко входит в себя и горячо молится Богу. Вот это, по временам бывающее, как бы наитие духа молитвенного, надо довести до постоянного состояния, тогда и будет достигнут предел молитвы. Средство к этому – труд молитвенный. Труд молитвенный состоит в должном совершении тех двух видов молитвы, о которых говорилось выше, а именно: благоговейное со вниманием и чувством совершение обычных наших молитвословий и затем обучение души часто возноситься к Богу через богомыслие, обращение всего во славу Божию и частые взывания к Богу из сердца.

Из богомыслия родится страх Божий, т.е. постижение благоговейной мыслью и восприятие чувством бесконечных Божиих совершенств и действий. Из обращения всякого дела нашего во славу Божию родится памятование о Боге, хождение пред Богом: что бы ты ни делал, помни, что ты пред Богом. Из частых воззваний к Богу из сердца родится постоянное теплое и любительное призывание имени Божия. Когда посетят душу эти три состояния: страх Божий, память Божия и любительное призывание сладчайшего имени Божия в сердце, тогда непременно возгорится в сердце огонь духовный, который принесет собою глубокий мир, непрестанное трезвение, живодейственное бодрствование. Человек вступит тогда в то состояние, выше которого на земле и желать невозможно и которое есть истинное предначатие блаженного состояния, ожидающего всех в будущем.

 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.