Таинство Исповеди. Покаяние

Таинство Исповеди. ПокаяниеЗначение Таинства Исповеди

“Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Мф. 3, 2) — с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф. 4, 17). Греческое слово metanoia (“покаяние”) означает “перемена мыслей”. Проповедь Христа стала призывом к радикальному изменению образа мысли и образа жизни, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово обращение: “Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши” (Иер. 18, 11). Обращение есть отвращение от греховной жизни и возвращение к Тому, от Кого мы ушли, от Кого отпали, от Кого отвернулись. Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15, 11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, “пришед в себя”, решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения (“пришед в себя”), которые перерастают в решимость (“встану, пойду”) и заканчивается возвращением к Отцу (“встал и пошел”), исповеданием грехов (“я согрешил”), прощением от Бога (“принесите лучшую одежду”), усыновлением (“этот сын мой”) и духовным воскресением (“был мертв и ожил, пропадал и нашелся”).
 
Христианину все грехи прощены в Крещении. Однако “несть человек, иже жив будет и не согрешит”, и после Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому что ничто нечистое не может войти в общение с Пречистым Богом. Святые Отцы называли покаяние “вторым крещением”, подчеркивая его очищающее, обновляющее и освещающее действие: “Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести” (Иоанн Лествичник).
 
Кающийся на Исповеди острее ощущает свою греховность, и это сознание способствует исправлению его жизни. Показательно, что те, кто исповедуются редко или не исповедуется вовсе, как правило, совсем не чувствуют себя грешниками: “живу, как все”, “есть и похуже меня”, “зла никому не делаю”, “кто ж без греха в наши времена?” — чаще всего можно услышать от таких людей. А исповедующиеся всегда находят в себе множество недостатков и стараются бороться с ними. Этот парадокс объясняется тем, что, как пыль и грязь лучше видны там, где светло, а не в темной комнате, так и греховность человека становится для него явной по мере того, как он приближается к Богу, Который есть Свет, а вне Бога не может быть ясного видения грехов, потому что все помрачено и замутнено.
 

Божественное установление Таинства Исповеди

Таинство Исповеди установлено Господом Иисусом Христом после Его Воскресения, когда Он дал власть апостолам отпускать грехи людей: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Мф. 18, 18). В книге Деяний Апостольских говорится, что “многие из уверовавших приходили (к апостолам), исповедуя и открывая дела свои” (Деян. 19, 18). С Исповеди начиналась христиан­ская жизнь бывших язычников. Практиковалась иногда публичная Исповедь перед всей общиной (к V в. она исчезает), а также Исповедь перед несколькими священниками. Чаще, однако, Исповедь была тайной. В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная “врачебница”, грех — как болезнь, Исповедь — лечение, священник — врач: “Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе… Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов” (святитель Иоанн Златоуст). В чине Исповеди сохраняются слова: “Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши”. Грех является падением, заблуждением человека; Исповедь помогает ему подняться и выйти на верный путь.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.