Таинство Елеосвящения. Соборование

Таинство Елеосвящения. СоборованиеЗначение и смысл Таинства

Человек был создан с легким, чистым, нетленным и бессмертным телом. После грехопадения оно утратило эти свойства, стало материальным, тленным и смерт­ным. Человек “облекся в кожаные ризы — тяжелую плоть, и стал трупоносцем”, как говорит святитель Григорий Богослов. В жизнь человека вошли болезни. По учению Церкви, причины всех болезней коренятся в общей греховности человека: грех вошел в его естество, как некий диавольский яд, осквернивший и отравивший его. И если смерть является следствием греха (Иак. 1, 15: “сделанный грех рождает смерть”), то болезнь находится между грехом, за которым она следует, и смертью, которой предшествует. Хотя все болезни происходят от разных причин, общий корень у них один — тленность человеческого естества после грехопадения. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, “врачи, которые лечат тела людей… никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь”. Поэтому человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос.
 
В течение Своей земной жизни Христос совершил множество исцелений. Часто Он спрашивал обращавшихся к Нему за помощью: “Веруете ли, что Я могу это сделать?” (Мф. 9, 28). Исцеляя тело от болезни, Он исцелял и душу от самого страшного недуга — неверия. Христос указывал на виновника всех душевных и телесных болезней — диавола: о скорченной женщине Он говорит, что ее “связал сатана” (Лк. 13, 16). Исцеления совершали также апостолы и многие святые.
 
Для помощи больным уже в апостольское время существовало Таинство, получившее впоследствии название Елеосвящения, или Соборования.
 
Оно называется Соборованием, потому что для его совершения собирается семь (собор) священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
 
Наиболее полно сущность этого Таинства раскрыта Апостолом Иаковом в его Соборном послании: “Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак. 5, 14-15).
 
В основном Таинство Елеосвящения в Восточной Церкви сохранило те главные черты, которые указаны Апостолом Иаковом: его совершают семь пресвитеров (на практике часто меньше — два или три), читаются семь апостольских и евангельских зачал, совершается семь раз помазание больного елеем и прочитывается разрешительная молитва.
Церковь верует, что в Таинстве Елеосвящения больному, согласно словам Апостола Иакова, прощаются грехи. Это, однако, отнюдь не означает, что Елеосвящение может заменить Исповедь, обычно это Таинство совершается после Исповеди и Причащения.
 
Существует мнение, что при совершении Елеосвящения прощаются забытые грехи, то есть не названные на Исповеди. Исповедь, как мы говорили выше, означает всецелое и полное прощение и оправдание человека, если она принесена искренне, с сокрушением и желанием исправиться. Взгляд на Елеосвящение как на своего рода восполнение Исповеди противоречит смыслу и идее обоих Таинств. В результате такого искаженного понимания к Елеосвящению иногда прибегают совершенно здоровые люди, надеясь получить прощение забытых (а то и утаенных на Исповеди) грехов. Молитвы о лежащем “на одре болезни” в этом случае теряют всякий смысл.
 
Таинство Елеосвящения, вопреки распространенным ошибочным мнениям, это и не “один из последних обрядов”, открывающих человеку безопасный переход в вечность; это и не полезное “дополнение” к медицине. Оба эти взгляда ошибочны, и, следовательно, абсолютно неправильно считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как “последнее напутствие” и не может быть повторяемо.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.