Таинство Елеосвящения. Соборование

Подобный взгляд был распространен в римско-католической церкви до II Ватиканского Собора и оттуда проник в некоторые Восточные Церкви. Причиной возникновения этого взгляда, как думает протопресвитер Александр Шмеман, является то обстоятельство, что Елеосвящение не гарантирует исцеления. “Но мы знаем, — пишет он, — что всякое Таинство есть всегда переход и преложение… Христа просили об исцелении, а Он прощал грехи. У Него искали “помощи” нашей земной жизни, а Он преображал ее, прелагал в общение с Богом. Да, Он исцелял болезни и воскрешал мертвых, но исцеленные и воскрешенные им оставались подверженными неумолимому закону умирания и смерти… Подлинное исцеление человека состоит не в восстановлении — на время! — его физического здоровья, а в изменении, поистине преложении его восприятия болезни, страданий и самой смерти… Цель Таинства в изменении самого понимания, самого приятия страданий и болезни, в приятии их как дара страданий Христовых, претворенных Им в победу”.
 
В этом смысле можно сказать, что Елеосвящение приобщает больного к страданиям Христа, делает саму болезнь спасительным и целительным средством от духовной смерти. Многие святые с благодарностью принимали посланные им болезни как возможность избавления от мучений в будущем веке. Как учит Церковь, Бог всегда стремится обратить зло в добро: болезнь, сама по себе являющаяся злом, может принести добро человеку, который благодаря ей приобщается страданиям Христовым и воскресает для новой жизни. Известны случаи, когда болезнь заставляла человека изменить свою греховную жизнь и встать на путь покаяния, ведущий к Богу.
 
Немощи телесные и душевные имеют своим происхождением человеческую греховную природу. Источник телесных болезней, согласно христианскому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях было дано Еве после грехопадения: “Умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей” (Быт. 3, 16).
На эту связь телесной болезни с греховностью явным образом указывает нам Сам Спаситель в Евангелии от Марка: “И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо… Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои” (Мк. 2, 3, 5). После чего расслабленный получил исцеление.
 
Однако следует отметить, что не все без исключения болезни — непосредственное следствие греха. Бывают болезни и скорби, посылаемые с целью испытания и усовершенствования верующей души. Такова была болезнь Иова, а также слепца, о котором Спаситель прежде, чем исцелить его, сказал: “Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин. 9, 3). И все же большая часть болезней признаются в Христианстве последствием греха, и мыслью этой проникнуты молитвословия Таинства Елеосвящения.

Божественное установление Елеосвящения

Елей (масло) занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, проникающ и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах он поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом.
 
В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но, освобождаясь, восходит над ней, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.
Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных (Лев. 14, 15-18). Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: "Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем" (Ис. 1, 5-6).
 
В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствовал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека.
 
Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвой. Лишь после Пятидесятницы, когда Апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение Таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе. "Елей — образ Божия милосердия и сострадания", — говорит свт. Симеон, архиепископ Солунский.
 
Пшеница, употребляемая в Таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение.
 
Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении Таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого "правда и мир облобызастася" (Пс. 84, 11), соединяет вино и елей для врачевания нас от греха и его последствий.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.