Таинство Елеосвящения. Соборование

Кому может быть преподано Таинство

Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком.
Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследованием одним елеем.
 
Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании Таинства молит венно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого — исцеление от болезней. Но Соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.
 
Таинство не совершается над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Кроме того, священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой.
 
Обычай возливать освященный елей на тело скончавшегося после Соборования человека не находит подтверждения в практике древней Церкви, ибо он служит для помазания живых, а не мертвых.
 

История чина Елеосвящения

Чин Елеосвящения изначально был связан с общественным богослужением. Еще накануне того дня, когда оно должно быть совершено, начинались приготовления. Пелась вечерня, песнопения которой имели своим содержанием моление о болящем. Поутру в тот день, когда надлежало совершить самое Елеосвящение, опять совершался целый ряд служб: так называемая агриппия, утреня и Литургия. Первая из них составляла богослужение специально о больном. На утрени, совершенной обычным порядком, присоединялось также несколько молений за болящего. Затем начиналась Литургия, на проскомидии одна из трех просфор предназначалась для больного. После великой ектении посредине церкви ставили стол и на нем сосуд; из алтаря выходили священнослужители; предстоятель после каждения, обычного начала, великой ектении с прошениями о болящем и молитвы над елеем вливал часть елея в приготовленный сосуд; за ним, при чтении той же молитвы, делали то же самое и другие 6 священников. Священники возжигали свечи, прочитывались 7 Апостолов, 7 Евангелий и 7 отдельных молитв, после 7-й молитвы возлагалось на голову больного Евангелие, священники также возлагали свои правые руки. Затем следовало продолжение Литургии. Самое помазание происходило после “Отче наш”. Больной помазывался 7 раз от каждого священника особо с молитвой о болящем. Этим и оканчивалось Елеосвящение. По всей вероятности, больной на той же Литургии приобщался Святых Тайн, хотя на это и нет прямых указаний в чине.
 
Такой чин Елеосвящения имел некоторые практические неудобства. Не все больные могли являться в церковь: отчасти по причине немощи, отчасти по причине значительного расстояния до церкви. Для таких нужно было облегчить возможность удостоиться Елеосвя­щения, — другими словами — приспособить чин Елеосвящения к совершению его в частном доме.
 
Окончательное образование чинопоследования Елеосвящения последовало в XVII в. Но несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех его литургических формах, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание по своей идее есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов. Для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.