Таинство Венчания. Брак

Таинство Венчания. БракПонятие о браке и его значение

Брак — просвещение и, одновременно, тайна. В нем происходит пре­ображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни, рождается в мир в новой полноте. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, — третьего, их ребенка.
 
В браке происходит преодоление одиночества и замкнутости человека, расширение, восполнение и завершение его личности. Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: “Христианин призван — уже в этом мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом, брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную челове­­­ческую природу и быть соединенными не только “друг с другом”, но и “во Христе”.
 
Другой выдающийся русский пастырь, священник Александр Ельчанинов говорит о браке как о “посвящении”, “мистерии”, в которой происходит “полное изменение человека, расширение его личности, новое зрение, новое ощущение жизни, рождение в мир через брак в новой полноте”. В союзе любви двух людей происходит как раскрытие личности каждого из них, так и возникновение плода любви — ребенка, превращающего двоицу в троицу: “…в браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, осязания, видения чужой личности… До брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. И эта полнота еще углубляется с возникновением из нас, слитых и примиренных — третьего, нашего ребенка”.
 
Придавая такое исключительно высокое значение браку, Церковь отрицательно относится к разводу, а также второму или третьему браку, если последние не вызваны особыми обстоятельствами, как, например, нарушением супружеской верности той или другой стороной. Такое отношение основано на учении Христа, Который признавал лишь одну причину для развода — по “вине любодеяния” (Мф. 5, 32). В последнем случае, а также в случае смерти одного из супругов или в других исключительных случаях Церковь благословляет второй и третий брак.
 

Божественное установление Таинства

Любовь между мужчиной и женщиной является одной из важных тем библейского Благовестия. Как говорит Сам Бог в Книге Бытия, “оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть” (Быт. 2, 24). Важно отметить, что брак установлен Богом в раю, то есть он не является последствием грехопадения. Библия также повествует о супружествах, на которых было особое благословение Божье, выразившееся в умножении их потомства: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль. Любовь воспевается в Песне песней Соломона — книге, которая, несмотря на все аллегорические и мистические интерпретации святых отцов, не утрачивает своего буквального смысла.
 
В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе (Лев. 20, 10), но и возвел его в степень Таинства: “И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, человек да не разлучает” (Мф. 19, 3-6).
 
Первым чудом Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза: “Мы утверждаем, — говорит святитель Кирилл Александрийский, — что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством, по которому Он стал человеком… и явился на брачный пир в Кане Галилейской” (Ин. 2, 1-11).
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.