Таинство Венчания. Брак

 
К Х–XI вв. обручение утрачивает свое гражданское значение, и обряд этот совершают уже в храме, сопровождая его соответствующими молитвословиями. Но еще долгое время обручение совершалось отдельно от венчания и соединялось с последованием утрени. Окончательное единообразие чин обручения получает лишь к XVII ст.
 
Чин самого бракосочетания — Венчания — в древней Церкви совершался через молитву, благословение и руковозложение епископа в храме во время Литургии. Свидетельством того, что браковенчание вводилось в древности в чин Литургии, служит наличие ряда совпадающих составных элементов в обоих современных чинах: начальный возглас “Благословенно Царство…”, мирная ектения, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, возглас "И сподоби нас Владыко…”, пение “Отче наш” и, наконец, общение чаши. Все эти элементы очевидным образом взяты из чинопоследования Литургии.
 
В IV веке вошли в употребление брачные венцы, возлагаемые на головы брачующихся. На Западе им соответствовали брачные покровы. Сначала это были венки из цветов, позже их стали изготовлять из металла, придавая им форму царской короны. Они знаменуют победу над страстями и напоминают о царском достоинстве первой человеческой четы — Адама и Евы, — которым Господь отдал во владение все земное творение: “…и наполняйте землю, и владейте ею…” (Быт. 1, 28).
 
Несмотря на то, что уже к XIII в. браковенчание совершалось отдельно от Литургии, эти два Таинства были тесно связаны. Поэтому с древности и до нашего времени жених и невеста, желающие сочетаться Таинством Брака, приготовляют себя к принятию благодати постом и покаянием, а в день Венчания вместе причащаются Святых Божественных Тайн.
 

Видимая сторона Таинства Брака

и невидимые действия

 
Венчание предваряется обручением, во время которого жених и невеста должны за­свидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак и обменяться кольцами. Само венчание происходит в церкви, как правило, после Литургии. На брачующихся во время Таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая Церковь. Но венец также и символ мученичества, потому что брак — не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение неизбежных в жизни скорбей и страданий — того креста, тяжесть которого в браке ложится на двоих. В век, когда распад семьи стал обычным явлением и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сиюминутной и скоропреходящей страсти, а на готовности отдать жизнь за другого. И семья бывает домом, построенным на твердом основании, а не на песке, только в том случае, если ее краеугольным камнем становится Сам Христос. О страдании и кресте напоминает также тропарь “Святии мученицы”, который поется во время трое­кратного обхождения жениха и невесты вокруг аналоя.
 
Во время Венчания читается евангельское повествование о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа на всяком христианском браке и благословение самим Богом брачного союза. В браке должно совершиться чудо преложения “воды”, т.е. будней земной жизни, в “вино” — непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.
 
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви бракосочетание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.