Погребение усопшего

Погребение усопшегоТело человека, по воззрению Церкви, — освя­щенный благодатью Таинств храм души. По слову святого Апостола Павла: "Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смерт­ному сему облечься в бессмертие" (1 Кор. 15:53). Поэтому уже с апостольских времен Церковь с любовью заботится об останках умерших. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водой является прообразом будущего воскресения и предстояния перед Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых Апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица Апостола Петра: "Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице" (9:20–21).
 
Тела умерших архиереев и священников не омываются водой, а обтираются губкой, пропитанной елеем, и совершается это не мирянами, а священнослужителями (иереями или диаконами). Тело усопшего монаха не омывают, а лишь отирают теплой водой.
 
Тело священнослужителя облачается во все одежды, соответствующие его сану, чем знаменуется, что на Страшном суде он будет держать ответ не только по исполнению христианского долга, но и по исполнению пастырского служения. Одежды должны быть новые и по цвету не черные, а светлых оттенков.
 
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде Крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой, а гроб архиерея еще и осеняется трикирием, дикирием и рипидами. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой Апостол Павел: "А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:8). На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.
 
Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
 
Несмотря на свой печальный характер, православная погребальная процессия отличается высокой торжественностью. Хотя родственники умершего бывают в траурных одеждах, священнослужители облекаются в светлые ризы, так как смерть для христианина — врата в жизнь вечную, встреча с Богом.
 
Несут тело умершего его родные и близкие в сопровождении священнослужителей. Звук колокола при перенесении тела усопшего в храм возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и одновременно служит прообразом трубного звука архангела, который раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.
В древности погребальная процессия отличалась еще большей торжественностью. В Постановлениях апостольских предписывается провожать мертвых правоверных хри­стиан псалмопением: "Погребая умерших, износите их с псалмами, если они были верными в Господе; ибо честна пред Господом смерть преподобных Его" (Кн. 6, гл. 5). Святой Иоанн Златоуст в одной беседе приводит слова из некоторых псалмов, которые пелись при погребении: "Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления" (Пс. 31:7). "Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне" (Пс. 114:6). "Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня" (Пс. 22:4).
 
Не позднее V века берет начало обычай петь Трисвятое при выносе тела умершего христианина. Император Феодосий с сестрой своей Пульхерией распространил употребление Трисвятого на все Богослужения.
 
С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли заж­женные свечи. Святой Иоанн Златоуст объяснял значение свеч, употребляемых при погребении, как выражение горячей веры, надежды и любви в молитве за усопшего.
 
Когда гроб с телом умершего приносят в храм, его поставляют на середине, против царских врат с открытым лицом, обращенным к востоку (т. е. ногами в сторону алтаря), по подобию молящихся христиан, чтобы отошедшая душа молилась с братьями еще живущими на земле.
 
Полагать умершего в храме с открытым лицом, обращенным на восток, и совершать в этот день Божественную Литургию — древний обычай. В IV веке святой Григорий Нисский, написавший житие своей сестры Макрины, говорит, что девы, стоявшие в храме около ее гроба, прерывали псалмопение, чтобы полюбоваться на ее излучающее благодатный свет лицо. В памятниках IV века мы находим определенные свидетельства того, что в день погребения христианина совершалась Литургия. Так, например, погребение императора Константина Великого было совершено после Литургии. Так же были погребены святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин.
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.