Освящение храма

Чин освящения

Внешний вид древнего православного храма, увенчанного массивным куполом или главою, служит образом человеческого тела, которое есть "храм Бога Живого" (2 Кор. 6:16) и одновременно — образом, иконой таинственного тела Церкви, Глава которой — Хри­стос, а верующие — члены. Поэтому в чинопоследовании великого освящения храма есть священнодействия, сближающие его с Таинствами Крещения, Миропомазания, Священства. Как и в этих Таинствах, здесь употребляются вода, святое Миро, светильники; священнослужители облачаются в белые одежды, бывает круговое хождение. Через эти священнодействия храм, построенный человеческими руками из камня и дерева, обретает дух жизни, становится вместилищем святыни.
 
Освящение церквей бывает двух родов: полное и неполное, состоящее в одном только водоосвящении и окроплении святой водой храма и произведенных в нем построек.
Полному освящению подлежат: а) вновь построенные или заново перестроенные церкви; б) церкви, оскверненные использованием их для небогослужебных целей; в) церкви, ранее используемые неправославными общинами; г) церкви, в которых производилась поправка в алтаре с передвижением престола, или в которых вследствие какого-либо несчастного случая был поврежден престол.
 
Неполному освящению подлежат церкви, в которых производилась перестройка, не затронувшая алтаря, или внутри алтаря, но без передвижения престола, а также церкви, оскверненные какою-либо нечистотою, нарушающею их святыню, или обагренные человеческой кровью.
 
Важнейшими элементами чинопоследования освящения храма в Новозаветной Церкви с древнейших времен и до наших дней являются:
1) устройство святой трапезы;
2) омовение и помазание ее;
3) облачение трапезы;
4) помазание стен священным миром и кропление их святою водою;
5) вложение мощей святых мучеников на престол;
6) чтение молитв и пение псалмов.
 
Обряд омовения престола принадлежит к числу древнейших. Очищение храма Божия и алтаря было предписано в Ветхом Завете (Лев. 16:16–20), оно совершалось у древних иудеев через омовение (Исх. 19:10, Лев. 13:6, 15, Числ. 19:7). В ранней христианской Церкви, когда сами храмы по своему внешнему виду не отличались от обыкновенных домов, величайшее Таинство Евхаристии совершалось на простом столе. Важность совершаемого тайнодействия требовала предварительного очистительного священнодействия — омовения престола — для освящения на нем истинного брашна. Святой Иоанн Златоуст говорит: "Губою омываем церковь, да в чистой церкви вся приложится" (4-е нравоучение на послание к Ефесянам). Омовение водой — знак духовного очищения, возлияние розовой воды напоминает о том мире, которое принесли жены к гробу Христа, красное вино — образ крови Спасителя, пролитой на Голгофе, которая прообразовала все христианские жертвенники.
 
Столь же древним является и обряд миропомазания святого престола и стен храма. Сам Бог учредил эти священнодействия, повелев Моисею освятить "елеем помазания" алтарь в устроенной им скинии, все принадлежности скинии и самую скинию (Исх. 40:9–10). Христианская Церковь, усвоив некоторые ветхозаветные обряды, сообразные с духом Нового Завета, сохранила неизменным и этот обряд при освящении храма. Известно также, что при освящении храмов не только престол, но и стены храма помазывались святым миром еще в глубокой древности. "Церковь тогда делается достопочитаемою, — пишет блаженный Августин, — когда имеет стены освященные и святым миром помазанные". Феофан свидетельствует о том, что Афанасий Великий во время пребывания своего в Иерусалиме совершал там освящение молитвенных домов посредством молитв и помазания их святым миром.
 
В раннем периоде существования Церкви возник и обряд облачения святого престола. Чувство благоговения к святости Евхаристии побудило христиан покрывать престол нижней напрестольной одеждой — «срачицей». Об украшении престола верхней драгоценной одеждой встречаются высказывания у Оригена, жившего в III веке. По свидетельству блаженного Феодорита, Константин Великий, помимо прочих даров, прислал в Иерусалимский храм и царские покрывала для святого престола. Ясные указания на украшение святых престолов дорогими одеждами имеются у Иоанна Златоуста. В одной из бесед, не одобряя тех, кто заботится только об украшении храмов и оставляет без внимания дела милосердия, Златоуст говорит: "Какая польза стяжать трапезу Его (Иисуса Христа) злато-тканными уборами, а отказывать Ему (в лице нищих) и в нужнейшем одеянии? Облекая Его в шелковые одежды в храме, не презри вне храма от глада и наготы страждущего" (Беседа 51-я на Евангелие от Матфея).
 
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.