Освящение храма

Для совершения Евхаристии используется антиминс. Антиминс ("вместо престола") — это четырехугольный плат из льняной или шелковой материи, на котором изображается положение Христа во гроб; по углам помещается изображение четырех Евангелистов, а на верхней вшивается частица мощей.
 
Употребление антиминсов относится к первым векам христианства, вероятнее всего, ко временам гонений. Из-за постоянных преследований христиане не могли иметь во всех молитвенных собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их пресвитерам запрещало Апостольское предание. Антиминс заменял архиерейское освящение престола и в ранней Церкви имел преимущество перед твердым престолом в том, что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных.
 
Обычай полагать под престолом останки святых мучеников существует в христианской Церкви с глубокой древности. Он был восстановлен и навсегда утвержден Седьмым Вселенским собором после времен иконоборчества, когда святые мощи выбрасывались из храмов и сжигались. Амвросий Медиоланский в своем письме к Марцеллине, описывая обретение мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, говорит следующее об этом обычае: "Сей (Иисус Христос) на алтаре, — Который за всех пострадал, а те (мученики) — под алтарем, которые искуплены Его Кровию".
 
В эпоху гонений алтари, на которых совершалось священнодействие бескровной жертвы, ставились преимущественно на гробах мучеников. Когда гонения прекратились, хри­стиане, не желая забывать о прежних бедствиях, стали строить храмы над гробами святых мучеников. Но поскольку не везде были гробницы мучеников, а по мере увеличения числа христиан росло и количество храмов, христиане стали из отдаленных мест приносить в свои храмы священные останки и полагать их под святым престолом.
 
Перенесение останков святых мучеников и других угодников Божиих Святая Церковь с самых древних времен чтила крестными ходами. Первоначально святые мощи торжественно переносились в новые храмы из обычных мест их погребения. Со временем единственным хранилищем святых останков остались святые храмы, поэтому уже с VI века святые мощи переносились в новопостроенный храм из ближайших храмов.
 
Историческое свидетельство о кроплении святою водою стен и принадлежностей храма впервые встречается у святого Григория Двоеслова, хотя несомненно, что этот обряд установлен значительно раньше, потому что употребление святой воды было известно у христиан еще до времен святого Григория — с апостольского периода.
Если освящение храмов ведет свое начало с момента возникновения самой Церкви, то так же давно употреблялись при освящении храмов и молитвы, поскольку они составляют непременный атрибут всякого христианского Богослужения. С IV века до нашего времени сохранилась молитва Амвросия Медиоланского на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при освящении храма после устроения престола.
 
Подобно тому, как при таинственном вознесении Господа, когда открылись Ему небесные врата, ангелы, видя Его во образе человеческом, недоумевали: кто есть этот Царь славы? Подобно этому архиерей, благословив Имя Христа Бога, как бы от лица Его, взывает к закрытым вратам. "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы!" Изнутри закрытого храма ему тихо отвечает хор, как бы из глубины неба: "Кто есть сей Царь славы?" Архиерей кадит дискос с мощами трижды по трижды, а также Евангелие, Крест, иконы и священнослужителей на обе стороны.
 
И снова архиерей взывает: "Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы", и хор вновь вопрошает: "Кто есть сей Царь славы?" Протодиакон возглашает: "Господу помолимся". Певчие: "Господи, помилуй". И тогда святитель громко читает молитву, в которой умоляет Бога, Отца Господа Иисуса Христа, через воплощение Сына Своего, даровавшего нам вход в Небесную ликующую Церковь, призреть и на обновление этого храма, созидаемого по образу нас самих, то есть живой Церкви, членов Тела Христова, и утвердить его до конца века для приношения в нем достойной хвалы Пресвятой Троице. После возгласа "Яко Свят еси, Боже наш…", хор — "Аминь", архиерей — "Мир всем", протодиакон — "Главы ваша Господеви приклоните", хор — "Тебе, Господи". Архиерей тайно читает молитву входа, в которой молит о том, чтобы вместе с входом священнослужителей вошли и святые ангелы во врата храма, перед которыми знаменует крест, положенными на дискосе святыми мощами, и после возгласа "Яко подобает Тебе всякая слава…" громко восклицает в ответ на прозвучавший ранее вопрос: "Господь сил, Той есть Царь славы!".
 
Так некогда Соломон, соорудив великолепный храм Богу Израилеву на высотах Иерусалима, с левитами и жрецами взошел на гору Сион, в город отца своего. Там из древней пустынной скинии подняли они ковчег Завета, устроенный Моисеем, и при пении псалмов Давидовых, прообразовавших это духовное торжество, с принесением бесчисленных жертв, внесли неприступную святыню, залог Завета Божия с Израилем вовнутрь храма, в Святое Святых, под крылья херувимов. И внезапно весь храм наполнился облаком Славы Господней, светом нестерпимым для самих левитов, так что оставили они свои жертвы, а Соломон воззвал перед всем народом к Богу отцов своих.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.