Святитель Феофан Затворник Вышенский

Святитель Феофан Затворник ВышенскийПамять 23 января. Георгий Васильевич Говоров родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837-м окончил Орловскую Духовную семинарию и поступил в Киевскую Духовную Академию.

В 1841-м окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской Духовной Академии (СПДА). В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церк¬ви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной Миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в Санкт-Петербургской Духовной Академии, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года архимандрит Феофан — настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857-го — ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

В 1859-м рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковно-приходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863-го святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866-м по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

Время, оставшееся от Богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: толкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные его труды — «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование Апостольских Посланий», «Начертание христианского нравоучения».

Святитель мирно почил 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни.
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.