Святитель Игнатий Брянчанинов

Святитель Игнатий БрянчаниновПамять 13 мая. Святитель Игнатий (в миру Димитрий Александрович Брянчанинов) родился 6 февраля 1807 г. в селе Покровском Вологодской губернии. Детство мальчик провел в уединении сельской жизни.

Отец будущего святителя Александр Семенович Брянчанинов в своей семье сохранял добрые старинные обычаи. Он был верным сыном Православной Церкви и усердным прихожанином выстроенного им в селе Покровском храма. Мать епископа Игнатия была образованная интеллигентная женщина. Выйдя весьма рано замуж, она всецело посвятила свою жизнь семье. Все дети Брянчаниновых получили прекрасное домашнее воспитание и образование.

Учителя и наставники Димитрия удивлялись его блестящим и разносторонним способностям, обнаружившимся уже в самом раннем возрасте. Когда юноше исполнилось 15 лет, отец отвез его в далекий Петербург и определил в военно-инженерное училище. Намеченная родителями будущность совершенно не соответствовала настроениям Димитрия; он уже тогда заявил отцу, что хочет «поступить в монахи», но отец отмахнулся от этого неожиданного и неприятного для него желания сына, как от неуместной шутки.

Прекрасная подготовка и исключительные способности молодого Брянчанинова сказались уже во время вступительных экзаменов в училище: он был принят первым по конкурсу (из 130 экзаменовавшихся на 30 вакансий) и сразу же определен во второй класс. Имя талантливого юноши сделалось известным в царском дворце. Во время пребывания в училище будущий святитель продолжал поражать своих наставников блестящими успехами в науках и первым по списку окончил полный курс наук в 1826 году.

В училище Брянчанинов стал главой кружка почитателей «святости и чести». Редкие умственные способности и нравственные качества привлекали к нему профессоров и преподавателей училища, соучеников. Он стал известен во всем Петербурге. С особым отеческим вниманием и любовью относился к нему император Николай I; принимая самое активное участие в жизни будущего святителя, он неоднократно беседовал с юношей в присутствии императрицы и детей.

Столь же ревностно, как занимался наукой, принимается Димитрий за изучение древней и новой философии, пытаясь успокоить свое духовное томление, но и на этот раз не находит решения главнейшего вопроса об истине и смысле жизни. Изучение Священного Писания было следующей ступенью, и оно убедило его в том, что предоставленное произвольному толкованию отдельного человека, Писание не может быть достаточным критерием истинной веры и прельщает лжеучениями. И тогда Димитрий обратился к изучению православной веры по писаниям святых отцов, святость которых, как и чудное и величественное согласие в толковании Писания, стали для него ручательством их верности.

Происхождение, воспитание и родственные связи открыли перед ним двери самых аристократических домов столицы. В годы учения Димитрий Брянчанинов был желанным гостем во многих великосветских домах, где встречал А. С. Пушкина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Н. И. Гнедича. Уже в это время обнаружились незаурядные поэтические дарования святителя Игнатия, которые впоследствии нашли свое выражение в его аскетических произведениях и сообщили многим из них особый лирический колорит. Литературная форма многих его произведений свидетельствует о том, что их автор учился русской словесности в эпоху Карамзина и Жуковского и впоследствии выражал свои мысли прекрасным литературным русским языком. Уже тогда святитель Игнатий резко отличался от окружающего мира.

В нем не было слепого преклонения перед Западом, он не увлекался тлетворным влиянием времени и приманками светских удовольствий.

Димитрий Брянчанинов посещает богослужения в Александро-Невской лавре и там находит истинных наставников, понимающих его духовные нужды. Окончательный переворот в жизни произвело знакомство со старцем Леонидом (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Димитрий Брянчанинов оставляет блеск и богатство аристократической жизни и, вызывая глубочайшее недоумение «света» и недовольство своих родителей, в 1827 году уходит в отставку. Пробыв послушником в нескольких монастырях, он принимает иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре.

Вскоре император Николай I вызывает Игнатия в Петербург; по Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

27 октября 1857 года он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. В следующем году владыка прибыл в Ставрополь. где ему предстояли новые большие труды, но постигшая его тяжелая болезнь, оспа, воспрепятствовала им.

Преосвященный решил проситься на покой и в 1871 году поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где впоследствии был погребен. Здесь, свободный от служебных обязанностей, все свое время до конца жизни он отдал работе над духовными сочинениями. Святитель мог видеть состояние души других людей. Он изложил аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям современности.

16 апреля 1867 года в день Светлого Христова Воскресения святитеть совершил свою последнюю Божественную литургию. В тот же день он объявил окружающим, чтобы после вечерни его никто не беспокоил, ибо с этого часа дня он никого принимать не будет, объяснив причиною такого распоряжения «необходимость свою готовиться к смерти».

Скончался святитель в Неделю святых жен-мироносиц, 30 апреля 1867 года. По общему отзыву отпевание усопшего произвело на всех скорее впечатление церковного торжества, чем печального обряда. Ученики владыки вспоминали его слова: «Можно узнать, — говорил он, — что почивший под милостью Божией, если при погребении его тела печаль окружающих растворена какою-то непостижимою отрадою».

Епископ Игнатий канонизован Поместным Собором Русской Православной Церкви (6–9 июня 1988 года). Его святые мощи покоятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии.

Преподобне отче Игнатие, моли Бога о нас!
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.