Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Серафим СаровскийПамять 15 января, 1 августа. Родился великий русский святой прп. Серафим Саровский (в миру — Прохор Мошнин) 19 июля 1753 года. Первые благостные впечатления на юного Прохора шли от матери — женщины, хорошо знавшей Божий Закон и правила доброго христианского поведения. Уже в детстве Прохор полюбил храм Божий и богослужения, которые, будучи юношей 14—17 лет, посещал ежедневно: таковы были первые учители святого отрока — семья и приходский храм. Здесь он узнал Евангельское учение и услышал рассказы о жизни святых, которым захотел подражать. Духовные настроения Прохора поддержал Сам Господь чудесными знамениями, явленными святому еще в детстве. Имея семь лет от роду, мальчик поднялся с матерью на леса строившегося храма, там оступился и упал с большой высоты. Мать в ужасе сбежала вниз, думая найти его разбившимся насмерть, и с удивлением увидела его невредимым, спокойно стоящим на земле. Второе чудесное знамение было, когда отрок Прохор заболел. Ему явилась во сне Божия Матерь и обещала посетить его и исцелить. Это исполнилось, когда по городу с крестным ходом несли образ Пресвятой Богородицы и по случаю сильного дождя внесли его во двор к Мошниным. Мать больного Прохора приложила его к образу, и мальчик после этого быстро поправился. Это чудо произошло уже в годы его учения, когда он, по старинному обыкновению, начал читать Часослов, а затем Псалтирь. Таким образом, и начальное обучение питало отрока святыми настроениями, исходящими от псалмов Давида и церковных молитв. Под такими благостными воздействиями складывалось в душе благочестивого юноши решение посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине. Мать благословила любимого сына на путь монашеского отречения от мира. Прохор отправился искать искусных в духовной жизни наставников в Киевские пределы. Обходя святые места Киевские, он узнал, что вблизи города в Китаевской пустыни спасается дивный затворник Досифей, имевший дар прозорливости. К нему пришел юноша, прося указать, куда ему идти. О. Досифей указал ему на Саровскую пустынь. Когда Прохор пришел в Саров, там настоятельствовал старец Пахомий, который и принял его в число послушников, отдав в научение опытному в духовной жизни старцу Иосифу. В свободное от послушаний и богослужений время Прохор любил уходить в лес, где предавался богомыслию и молитве. Усердно также читал он книги Священного Писания и творения святых отцов: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Лествичника, а также «Добротолюбие». На третьем году своего пребывания в Сарове Прохор тяжело заболел. Свою мучительную болезнь переносил безропотно, возлагая надежду на Бога, и был чудесно исцелен. Ему явилась Пресвятая Дева с апостолами Иоанном и Петром и исцелила.
В 1786 Прохор был пострижен в иноки с именем Серафим, а в следующем году рукоположен в диаконы. Приняв этот сан, св. Серафим почти все время стал проводить в молитве, не выходя из храма. На 34-м году жизни Серафим был рукоположен во иереи и три года проходил в обители служение иеромонаха.

В 1794 с благословения настоятеля ушел из монастыря в уединенную келью, построенную среди густого леса. В этом же лесу в разных местах жили и другие отшельники, так что такое пустынножительство в Сарове не было чем-то необыкновенным. Удалившись в «пустыньку», святой с особой ревностью отдался подвигам, которые проходили и другие святые отшельники. Большая часть времени посвящалась молитве, затем шли телесный труд и изучение Священного Писания. В воскресные и праздничные дни преподобный приходил в обитель, участвуя в совершении богослужений и затем снова удалялся в свое уединение, постепенно усиливая свои подвиги, чтобы победить нападавшие от злых сил искушения. Особенно тяжелым был подвиг своего рода столпничества: в течение тысячи ночей преподобный простоял на большом камне в лесу, непрестанно взывая: «Боже, милостив буди мне грешному!»
Преподобный подвергся в пустыньке нападению двух злодеев во время работы в лесу. Они били его по голове обухом топора и ногами, связали; затем, бросивши его в бессознательном состоянии, перерыли все в келье и, не найдя искомого, убежали. Это произошло на 46-м году жизни подвижника. Очнувшись на другой день перед рассветом, преподобный едва добрался до обители. Приглашенный врач нашел его ранения смертельными. После недели жестоких страданий святой снова сподобился явления Божией Матери, после чего выздоровел и через пять месяцев снова вернулся в свою пустыньку, где пробыл еще пять лет. Затем епископ Тамбовский по просьбе монастырской братии предложил ему вернуться в обитель. Там он наложил на себя подвиг молчальничества, продолжавшийся до 1825. В этом году ему снова явилась Божия Матерь, и по особому Ее повелению он прекратил свой затвор и стал принимать всех, приходящих к нему за помощью и советом. Так начался новый вид подвига прп. Серафима — старчество. Прозорливо видел он внутреннее состояние приходящих к нему и подавал благодатную помощь, исцеляя недуги душевные и телесные, и проявлял постоянно наполнявшую его душу любовь, соединенную с глубоким смирением, к каждому приходящему. Многие рассказывали о своих беседах со старцем. Они говорили, что его слова произвели в их душе полную перемену, что сердце и разум их, обычно находившиеся в борьбе, объединялись, и вообще, вся их жизнь изменялась.

В эти годы стараниями преподобного в 25 верстах от Саровской обители возник женский Дивеевский монастырь.

Старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания (трезвение души и духа, чистота плоти) и его средства (пост, молитва, добрые дела). Он говорил, что Бог близок каждому, и лишь по всеобщей холодности к вере люди утеряли способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа.

Преподобный Серафим много раз объявлял о приближающейся кончине своей. Оставшееся время он употребил для того, чтобы достойно предстать пред Лицем Бога. Многие часы проводил в молитве. С сияющим лицом и воздетыми руками погружался он в молитву без слов. Его глаза были устремлены к горнему миру. Старец сподобился предать свою душу Господу во время молитвы: его нашли рано утром в келье перед иконой Божией Матери "Умиление" лежащим со скрещенными на груди руками и светлым лицом.
Преподобный Серафим Саровский канонизирован в 1903 году.

Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.