Отцы Церкви о духовном руководстве

Священномученик Киприан Карфагенский

Мы [пастыри], как требует наша совесть, должны заботиться, чтобы никто по нашей вине не погиб для Церкви.
 

Преподобный Антоний Великий

Человек, без совета делающий дела свои, походит на город не огражденный, в который, кто ни захочет, входит и расхищает его сокровища.

• • •

Надобно наперед удостовериться в правомыслии и в опытности старца — и тогда уже доверяться его слову и беспрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим. Надобно смотреть на то, что повелевается. Если кто укажет тебе что-либо такое, что согласно с заповедями Господа нашего, — прими то с покорностью и старайся соблюдать, да исполнится и в нас слово апостола: повинуйтеся друг другу в страсе Божии (Еф. 5, 21; Гал. 5, 13). Напротив, если кто укажет тебе что-либо противное Божественным заповедям, то скажи дающему наставление: аще праведно есть тебя послушати паче, нежели Бога? (Деян. 4, 19).
 

Преподобный Ефрем Сирин

Послушливый, если слышит упрек, не смущается, от оскорблений не приходит в воспламенение, в печалях радуется, в скорбях благодарит.

• • •

Если хочешь стать сосудом избранным, то не имей негодования на наставника, но преуспевай в покорности о Господе и смиренномудрии.

• • •

Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир.

• • •

Кто презирает священника, тот презирает и Господа его.
 

Преподобный Марк Подвижник

Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, часто претыкается и впадает во многие рвы и сети лукавого, часто заблуждается и подвергается великим бедам и не знает, куда наконец придет. Многие проходили большие подвиги и большие понесли Бога ради труды и поты, но самочиние и нерассудительность… сделали такие труды их небогоприятными и тщетными.
 

Преподобный Исаия Египетский

Из всего Писания я вижу, что Бог ничего более не требует от человека, как то, чтобы он во всем смирялся перед ближним, отсекал свою волю и всегда испрашивал помощи Божией.

• • •

Открывай болезни свои отцам твоим, чтоб испытать помощь от советов их.
 

Преподобный Макарий Египетский

Преслушанием погружена душа в море забвения, в глубину за-блуждения и стала обитать во вратах адовых.

• • •

В деле начальствования предстоятелям трудиться должно более других, а думать о себе смиреннее подначальных.
 

Святитель Василий Великий

С великой заботливостью и обдуманностью постарайся найти мужа, который непогрешимо предшествовал тебе в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, силен в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал Богу. И если найдешь такого, передай ему себя, ни во что вменив и отринув прочь всякую свою волю, чтобы ты оказался подобным чистому сосуду, храня, к своей похвале и славе, влагаемое в тебя добро.

• • •

Разумно настоятельствующий умеет в точности изведывать нравы, страсти и душевные стремления каждого и соглашать с этим свое распоряжение каждым. Посему никак не должно противиться его приказаниям, но быть уверену, что всего труднее знать и врачевать себя самого, потому что людям свойственно самолюбие и каждый, по пристрастию к самому себе, превращает истинный суд. Удобнее же может познавать и врачевать нас другой, потому что судящего о других страсть самолюбия не затрудняет в истинном распознавании.

Святитель Григорий Богослов

Первое место дай Богу, а следующее затем — иерею, земному Христу, руководителю твоей жизни. Поспешай за ним на крыльях, покоряйся ему безмолвно, с ним радуйся, когда простираешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, пришедши в страх, опять вознестись высоко.

• • •

Овцы, не пасите пастырей и не выступайте из своих пределов, для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям.
 

Святитель Иоанн Златоуст

Нет, подлинно нет ничего, что могло бы так расстраивать и разрушать Церковь, или, лучше, нет ничего другого, что могло бы так легко делать это, как то, когда ученики с учителями, и дети с отцами, и подчиненные с начальниками не соединены весьма тесно. Кто злословит брата, тот устраняется от чтения Божественных Писаний; вскую восприемлеши завет Мой усты твоими, говорит Бог и потом, приводя причину, прибавляет: седя, на брата твоего клеветал еси (Пс. 49, 16, 20); а ты, осуждая духовного отца, считаешь себя достойным входить в священное преддверие? С чем это сообразно? Если злословящие отца или мать наказываются смертью (Исх. 21, 16), то какого достоин будет наказания дерзающий злословить того, кто необходимее и важнее родителей?

• • •

Подвизающийся сам по себе приносит пользу одному себе, а польза от пастырской деятельности простирается на весь народ.

• • •

Кто погубит овец, которых или волки расхитят, или разбойники разграбят, зараза или другой какой несчастный случай истребит, тот, может быть, получит себе некоторую пощаду от господина стада; если же и потребуется от него отчет, то ущерб будет только в деньгах; но кому вверены люди, это разумное стадо Христово, тот, во-первых, погибелью таких овец наносит ущерб не имуществу, а душе своей; а затем и подвиг предстоит ему гораздо важнейший и труднейший.

• • •

Священник должен со всех сторон оградить себя как бы каким адамантовым оружием, тщательною бдительностию и постоянным бодрствованием над своею жизнию, всюду наблюдая, чтобы кто-нибудь не нашел открытого и не оберегаемого места и не нанес смер тельного удара; ибо все окружающие готовы уязвлять и поражать его — не только враги и неприятели, но многие и из тех, которые притворяются друзьями.

• • •

Грехи священника подлежат гораздо большему наказанию, нежели грехи простолюдинов… тягчайшими же они бывают не по своей природе, но по достоинству священника, который совершает эти грехи.

• • •

Следует относиться к иереям с великой заботливостью. Если же вместе с другими нападаете на них и вы, тогда и ваши дела не будут в хорошем состоянии. Пока кормчий чувствует себя хорошо, будут в сохранности и едущие с ним. Если же станут бранить его и будут относиться к нему с враждой, он будет не в состоянии ни трудиться, ни бодрствовать, ни сохранять своего искусства и, не желая, подвергнет их тысячам опасностей. Так и иерей: если он будет пользоваться со стороны вас заботливостью, он надлежащим образом управит и ваши дела. Если же вы… повергнете иереев в уныние, тогда отдадите вместе с собою и их во власть волн, хотя бы они были очень храбры.

• • •

Любите пастырей, как дети родителей, потому что через них вы родились рождением вечным, через них получили Царство, их руками совершается все, через них отверзаются вам врата небесные. Пусть никто не противится, пусть никто не прекословит. Кто любит Христа, тот будет любить и священника, каков бы он ни был, потому что через него сподобился страшных Таин.

• • •

Если любишь Христа, если любишь Царствие Небесное, то уважай тех, чрез которых ты получаешь его.

• • •

Почтим все чистосердечно имеющих степень священства, зная, что если кто любит друзей Царя, то такого еще более любит Царь.

• • •

Станем же бояться Бога и почитать священников Его, оказывая им всякую честь, чтобы нам восприять воздаяние от Бога и за собственные свои подвиги, и за великое о тех попечение.
 

Святитель Григорий Нисский

Чем выше всех прочих занятий предположена у нас цель, тем более мы должны соблюдать осторожности: здесь нерассудительность касается самой души и угрожает опасностью потерпеть такого рода ущерб, который состоит не в потере каких-нибудь благ, но в погибели самого себя и во вреде собственной душе… Итак, прежде всего должно заботиться о том, чтобы найти себе руководителя на сем пути и хорошего наставника, дабы по своей неопытности не пойти по каким-нибудь новым непроходимым и уклоняющимся от истинного пути дорогам.
 

Преподобный Исидор Пелусиот

Древле иудеи, жертвы принося щедро, учителей и исполнителей закона побивали камнями; это, соревнуя им, сделаете и вы, если, храм Божий украшая пожертвованиями, пастырей же Его подвергнете бедам. Значит, наше приношение даров было не из любви к Богу, а из тщеславия, которое мзду свою получает здесь.

Если же хочешь стать благоискусным, не угождай своему самовольству и своенравию, но подчини волю свою тем, которые и жизнию, и трудом возделали уже и привели в устройство божественный виноградник и у которых легко тебе научиться деланию. Ибо смешно и срамно в низком ремесле переходить непрестанно от учителя к учителю, а божественное любомудрие, как что-нибудь маловажное, представлять себе самим.
 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Не безумно ли думать, что не требует учителя труднейшая из всех наука, наука духовная, которая есть невидима, сокровенна и созерцаема одною чистотою сердца, незнание коей рождает не временный ущерб, но погибель души и вечную смерть?
 

Преподобный Исаак Сирин

Доверь помысл свой лучше человеку неученому, но опытно изведавшему дело, нежели ученому философу, который рассуждает по своим исследованиям, не испытав на деле… Ибо нередко вещь наружно кажется вредною, но внутри ее все оказывается исполненным пользы. То же разумей и о противном сему, то есть нередко кажется вещь имеющею пользу, но внутренно исполнена вреда. Потому многие от выгодных, по-видимому, вещей несут ущерб, и от того свидетельство ведения не истинно. А потому пользуйся таким советником, который умеет в терпении обсудить, что требует рассуждения. Поэтому-то не всякий подающий совет достоин доверенности, но только тот, кто прежде сам хорошо управил свободу свою и не боится осуждения и клеветы.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.