Отцы Церкви о духовном руководстве

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн

Если человек сам не потрудится, по силе своей, и не присоединит собственного труда к молитвам святых, то никакой не получит пользы от того, что святые будут за него молиться. Когда они будут и поститься, и молиться за него, а он будет сластолюбствовать и вести себя беспорядочно, то какую пользу принесет молитва их о нем? Ибо здесь сбывается сказанное в Писании: един созидаяй, а другий разоряяй, что успеет более, токмо труд? (Сир. 34, 23). Если бы возможно было, чтобы тот, о котором молятся святые, спасался, нимало не внимая себе, то что препятствовало бы святым спасать таким образом и всех грешных людей мира сего? Но хотя грешный и потрудится несколько сам, он имеет нужду в молитве праведного.

• • •

Полезнее со смирением вопрошать, нежели идти с своеволием, ибо Сам Господь влагает в уста вопрошаемого, что сказать, ради смирения и правоты сердца вопрошающего.
 

Преподобный авва Дорофей

Некоторые говорят: оттого падает человек или оттого; а я… не знаю другого падения, кроме сего, когда человек последует сам себе. Видел ли ты падшего — знай, что он последовал самому себе. Нет ничего опаснее, нет ничего гибельнее сего.

• • •

Когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать ее, если верим самим себе и держимся своей воли. Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом… И еще присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротиводействующий воле Божией.

• • •

Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то, хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему сообразно с его развращенным сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9). Посему мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу.
 

Преподобный Иоанн Лествичник

Прельстились те, которые, возложив упование на самих себя, сочли, что не имеют нужды ни в каком путеводителе; ибо исшедшие из Египта имели наставником Моисея, а избежавшие из Содома — ангела.

• • •

По качествам страстей наших должно рассуждать, какому руководителю отдаться нам в повиновение, и сообразно с тем такого и избирать. Если ты невоздержан и удобопреклонен на плотскую похоть, то да будет твоим обучителем подвижник, и в отношении к пище неумолимый, а не чудотворец и который готов всех примирить и угощать трапезою. Если ты высокомерен, то да будет твоим руководителем человек суровый и неуступчивый, а не кроткий и человеколюбивый. Не должно искать таких руководителей, которые бы имели дар пророчества или прозрения, но прежде всего истинно смиренномудрых и по нраву и местопребыванию своему приличных нашим недугам.

• • •

Истинный пастырь есть тот, кто может погибших словесных овец взыскать и исправить своим незлобием, тщанием и молитвою.

• • •

Истинный учитель тот, кто непосредственно принял от Бога книгу духовного разума, начертанную в уме перстом Божиим, то есть действием осияния, и не требует прочих книг.

• • •

Тогда духовный врач познает данную премудрость от Бога, когда успеет исцелить такие страсти, которые многие не могли уврачевать.

• • •

Истинного пастыря укажет любовь, ибо из любви предал Себя на распятие Великий Пастырь.
 

Преподобный Максим Исповедник

Не принимай укоризны на отца твоего и не поощряй того, кто его бесчестит, да не прогневается на дела твои Господь и потребит тебя от земли живых.

 

Преподобный Феодор Студит

Для меня, грешного, какое другое может быть более важным дело, как благоустроять вас, мое стадо, мою часть, мое наследие?
Вы — чада мои, по изволению и благодати Божией. Почему великая объемлет меня радость, когда вижу ваше благочиние и благообразие и ваше спасительное житие. Тогда окрыляюсь я благими надеждами и хожу, как царь какой, славя Бога, и тогда ничто другое уже не веселит меня. Когда же вижу какое нестроение среди вас, тогда как гора какая налегает на душу мою, и я, как убитый, хожу поникши главою, скорбя и себя укоряя в худом настоятельствовании над вами и говоря себе: от такого настоятеля может ли что добро быти, как некогда говорилось о Назарете.

Сколь великую радость испытываю, когда помышляю о спасении всех вас и о великом за то мздовоздаянии; столь же великим страхом и трепетом объемлюсь, представляя, какой ответ предлежит мне дать о каждом из вас. Помогите же мне, чада мои, и, несмотря на худость и слепоту руководителя, спаситесь, чтоб вместе с собою спасти и меня, бедного, — спаситесь, ревнуя точно исполнять все повеленное вам и лежащее на вас.
 

Преподобный Симеон Новый Богослов

Если хочешь получить истинного учителя, мужа святого и духовного, не рассчитывай, что можешь узнать его сам собою, своим рассмотрением, потому что это невозможно. Но прежде всего другого… подвизайся в добрых делах, милостынях, пощениях, молитве и молении непрестанном, да будет тебе помощником и содействователем (в твоем поиске) Бог. Коль же скоро с помощью Божией по благодати сподобишься найти такого, покажи к нему крайнее внимание и всякое ему благоугождение, великое смирение и веру чистую и несомненную. Чего ради? Ради того, чтоб, к несчастью, не заслужить тебе вместо мзды казнь и муку.

• • •

Поистине редки, и особенно ныне, умеющие мудро пасти и врачевать словесные души. Пост, бдение и образ благочестия, может быть, многие притворно имеют, а может быть, стяжали и самым делом; еще больше таких, которые могут говорить многое от персей и легко учить словами; но весьма мало найдется таких, которые плачем отсекли страсти и стяжали неотъемлемо главнейшие добродетели. Главнейшими же добродетелями называем смирение, которое убивает страсти и подает небесное и ангельское бесстрастие, и любовь, которая никогда не останавливается и не отпадает, но постоянно стремится вперед, желанием воспринимает желание и рачением рачение; от любви же рождается совершенное рассуждение, которое руководит и себя и последующих ему и беспрепятственно переводит чрез мысленное море. О нем и ты должен просить Бога даровать тебе оное, особенно же ныне, чтобы ты мог богоугодно рассудить о себе и так сотворить; и потщись стяжать оное, как Самого Христа, Который и в нынешнем веке споспешествовал бы тебе, и в будущем даровал бы тебе изобильно наслаждение Своим осиянием. Не последуй вместо пастыря волку, и не входи в недугующее стадо, и не оставайся также один наедине, чтобы волк, губящий души, не похитил тебя, или чтобы ты, возболев недугом к недугу, не умер душевно, или чтобы, будучи один, ты не пал и о тебе не пришлось бы сказать: “Горе и увы, ибо горе единому, егда падет” (Еккл. 4, 10). Имеющий же доброго учителя и совершенно предавшийся ему не позаботится ни о чем этом, но, без попечения пожив, спасется о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава во веки. Аминь.

• • •

Помолись усердно Богу, чтобы Он показал тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя; и кого Бог покажет тебе или тайно Собою, или явно чрез раба Своего, к тому пойди и, взирая на него и беседуя с ним, почитай его, как Самого Христа, слушай его, как Самого Бога, и научишься полезному…
 

Святитель Григорий Палама

Если же по плоти отцов (должно почитать и любить), то сколь более должен ты почитать и любить отцов, родивших тебя по духу, которые из бытия претворили тебя в благобытие, сообщили тебе свет ведения… возродили банею пакибытия, вложили в тебя надежду воскресения и бессмертия.
 

Преподобный Григорий Синаит

Если же некоторые совратились, повредившись в уме, то знай, что они пострадали это от самочиния и гордости. Ибо в послушании с вопрошением и смиренномудрием ищущий Бога никогда не потерпит вреда, благодатию Христа, всем человекам спастися хотящего.

Впрочем, не всех вопрошать надо, но одного того, кому и других управление вверено, кто жизнию блистает и кто, будучи беден, многих богатит, по Писанию (2 Кор. 6, 10). Многие неопытные повредили многим неразумным, за коих суд приимут по смерти. Ибо не всем принадлежит руководить и других, но тем, коим дано Божественное рассуждение, по апостолу (1 Кор. 12, 10), именно рассуждение духовом, отличающее лучшее от худшего мечом слова. Каждый имеет свой разум и свое рассуждение естественное, деятельное или научное, но не все имеют рассуждение духовное. Почему премудрый Сирах и говорит: мирствующии с тобою да будут мнози: советницы же твои един от тысящ (6, 6). Не мал же труд найти руководителя незаблудного ни в делах, ни в словах, ни в разумениях. Неза¬блуден ли кто, узревается из того, если он имеет свидетельство от Писания и на деяние и на разумение, смиренномудрствуя в том, о чем должно мудрствовать. Ибо немалый труд постигнуть истину явно и чисту быть от того, что противно благодати, потому что диавол обычай имеет, особенно для новоначальных, представлять под видом истины прелесть свою, преображая лукавое свое в духовное.
 

Святитель Димитрий Ростовский

Дети, не учите духовного отца, предоставьте ему суд над вашей душой.
 

Преподобный Паисий Величковский

Когда я вижу чад моих духовных подвизающимися, и нудящимися хранить заповеди Божии, и отсекающими волю свою, и не верующими своему рассуждению, и со страхом Божиим ходящих, и со смирением святое послушание проходящих, то такую неизреченную духовную радость в душе моей имею, что даже в Царстве Небесном не желал бы иметь большей радости.
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.