Отцы Церкви о духовном руководстве

Преподобный Силуан Афонский

Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

• • •

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

• • •

Послушливую душу любит Господь, а если любит, то, чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей.

• • •

Так и наши духовные пастыри страдают за нас, хотя мы часто не видим их страданий. И чем больше любовь пастыря, тем больше ему страданий; и мы, овцы, должны понимать это и любить и почитать своих пастырей.

• • •

Если человек не все говорит духовнику, то его дорога кривая и не ведет ко спасению, а кто все говорит, тот прямо пойдет в Царство Небесное.

• • •

Через духовника в таинстве действует Дух Святой, и потому, когда выйдешь от духовника, душа чувствует свое обновление миром и любовью к ближнему, а если ты уходишь от духовника смущенный, то, значит, нечисто исповедался и сам не простил брату своему от души согрешений его.

Митрополит Трифон Туркестанов

Для того чтобы быть в состоянии приносить пользу другим и не повредиться самому от сообращения с людьми, надо прежде всего приобрести добродетель смирения, а она приобретается путем отречения от своей воли, путем послушания. “Отчего в настоящее время мало хороших старцев?” — спросили однажды афонского духовника. “Оттого, что мало хороших послушников, — отвечал он, — старцами делаются из послушников”.
 

Валаамский старец схиигумен Иоанн

В данное время мы лишены этого блага жить под руководством опытного старца в духовной жизни. Руководитель должен указывать дорогу, по которой сам шел, а если будет руководить только по книгам, совсем не то; говорящий и слушающий думают, что оба назидаются, но, когда вкусят, яко благ Господь, тогда познают свои ошибки. Святой Петр Дамаскин говорит о себе: “Много я получил вреда от неопытных советников”. Руководитель должен быть бесстрастным и иметь дар рассуждения — именно знать время, начинание, предприятие, устроение человека, крепость, знание, усердие, возраст, силу тела, сложение, здоровье и болезненность, нрав, место, знание, воспитание, расположение, намерение, поведение, понимание, природный ум, старание, бодрость, медлительность, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания и многое другое. Вот каков должен быть руководитель в духовной жизни и какое иметь рассуждение.

• • •

К стыду моему, живу я в монастыре уже сорок восемь лет и до того расстроился, что просто не знаю, с чего и начинать, как спасти свою душу; однако ты не подумай, что говорю так по смирению. Нет, нет, а такой есть воистину. Смолоду было у меня ревности хоть отбавляй. Носил некоторое время власяницу и вериги, старался искать святых подвижников, но как-то не удавалось найти, вероятно, не понимал их по неопытности своей. Первая ревность очень обращает внимание на букву, убивающую дух; и не встречал такого наставника, который мог бы поддержать ревность и руководил бы правильно в духовной жизни, а без руководства живущий, по Лествичнику, “ненадежный”, ибо он кичится; так я и остался ни с чем. Но не отчаиваюсь, верую в Божие милосердие и стремлюсь к Нему по силе моей. Припоминаю евангельский виноградник, в который пришли наемники уже в одиннадцатый час и получили такую же плату, как те, которые работали с утра.

• • •

Конечно, хорошо бы духовную жизнь проводить под руководством духовного наставника, но оскуде преподобный, а без наставника очень опасно руководиться только одними книгами; все равно как в аптеке, не учившись искусству медицинскому, вместо полезных лекарств возьмет отравляющее. Однако унывать не надо, в основание положим мытарево смирение, и Господь по Своей благости поможет нам, грешным, и избавит от напастей на духовном пути. А в немощах будем каяться, ибо все подвижники благочестия держались за смирение и покаяние.

Великий старец Паисий Величковский тоже тужил, что нет наставников, но он, как опытный в духовной жизни, советовал руководствоваться просто с единомысленными: беседовать и вместе читать святоотеческие книги. Так что ваш кружок очень полезен, ибо тут бывает обмен мыслей. Смущаться не надо, если когда и выйдет разногласие, оно бывает даже и у подвижников: Бог один, а идут к Нему с разных сторон. В таких случаях очень дорог и полезен единомысленный собеседник.
Преподобный Моисей скитский говорил: “Приходящих ко мне за советами одних утешал, и уходили с пользой душевной, а другим, к стыду моему, ничего не мог сказать на пользу, и уходили неутешенные”. Вот святые и то не могли сказать полезное и утешать. А я кто такой, чтобы мог утешать в скорбях? Если кто и получал пользу от моих советов, это совершалось по вере просящих.

• • •

Вот тем, которые обращаются ко мне — с коротеньким умишком, — скажу свое мнение и потом всегда говорю: “Впрочем, усматривай сам или сама”. Правильный совет могут давать только святые люди, как преподобный Серафим Саровский и Сергий Радонежский. А как я могу советовать правильно, когда сам иду ощупью?

 

Игумен Никон (Воробьев)

Надо руководствоваться заповедями Евангелия, святых отцов и духовным рассуждением с молитвой. Ваше послушание (да и всех нынешних “подвижников”) заключено в послушании Господу, через послушание Его святым заповедям в каждый момент жизни. Ведь и послушание отцам в этом же заключается, через отцов мы слушаем Господа. Отцы только понятнее к каждому состоянию должны разъяснять заповеди, но нынешние руководители (разумею себя) не умеют этого делать, а лишь заменяют книгу.

Помогает духовному росту постоянное чтение Священного Писания (Нового Завета и святых отцов). А еще лучше, если будет духовный руководитель, но их теперь не стало, и приходится идти самому, руководствуясь чтением и молитвой, испрашивая помощи от Господа и святых угодников.

Какой я руководитель? Естественно, присмотревшись, можно со скорбью отойти, ибо надо для духовного руководства быть духоносным, а мы носим в себе чуждого духа, и хорошо, если хоть боремся сами, так в кое-чем можем предупредить приступающих к борьбе.

Я не могу никак руководить в духовной жизни… не считаю себя ничьим духовным отцом и никого не признаю своими духовными чадами; почему? Потому, что вижу не только себя не способным к духовному руководству, но за всю жизнь я не видел никого способного к этому, также не видел ни одного “чада”, способного к послушанию и к жизни под руководством духовного “отца”. Может быть, потому нет и отцов, что не стало способных детей.

Не думайте, что я могу Вам быть особо полезным. Только вследствие возраста и неизбежного житейского опыта я могу поделиться с Вами этим опытом, если это будет нужно. А того руководства, в котором и Вы, и я нуждаемся, — едва ли можно теперь где-либо найти. Я за всю жизнь не нашел и руководствуюсь только книгами.

Всякое открытие греха с искренним раскаянием делает грешника более близким, родным, дорогим для духовника. Это общее явление. Враг только пугает противоположными мыслями.
 

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.