Состав церковных служб

Чередующиеся между собой молитвословия кругов суточного, седмичного и годового носят названия "изменяющихся" молитвословий. Встречающиеся за каж­дой службой молитвословия называются "неизменяющимися". Каждая служба со­стоит из соединения неизменяющихся и изменяющихся молитвословий.
 
Неизменяющиеся молитвословия

Чтобы был понятен порядок и смысл наших церковных служб, удобнее сначала понять смысл неизменяющихся молитв, к которым относятся следующие:

Обычное начало. Каждое богослужение начинается призывом священника про­славить и воздать хвалу Богу. Таких призывных приглашений, или возгласов, три:
1)"Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков";
2)"Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков" (перед началом всенощного бдения);
3)"Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков" (перед началом литургии).

Вслед за возгласом чтец читает молитвы, последовательность которых и со­ставляет обычное начало. Схема обычного начала такова:
1)Возглас священника.
2)Чтение "Слава Тебе, Боже наш".
3)"Царю Небесный".
4)"Святый Боже" (трижды).
5)"Слава, и ныне".
6)"Пресвятая Троице".
7)"Господи, помилуй" (3 р.) "Слава, и ныне".
8)"Отче наш".
9)"Приидите, поклонимся".

Ектении. За каждой службой слышится такая молитва, которая, будучи сама по себе пространной, разделяется на несколько меньших частей, из которых каж­дая оканчивается со стороны лиц, совершающих богослужение, приглашением: "Гос­поду помолимся", "у Господа просим", а со стороны лиц, поющих или читающих, ответными словами: "Господи, помилуй", "подай, Господи". Эти протяжные молит­вы произносятся диаконом на амвоне и называются ектениями. Различаются ек­тений: великая, сугубая, просительная, малая, заупокойная.

Возгласы. В то время, как диакон на солее произносит ектений, священник в алтаре читает про себя (тайно) молитвы, а конец их произносит громко. Эти окончания молитв, возглашаемые священником, называются возгласами. В них обычно выражается основание, почему мы, молясь Господу, можем надеяться на исполне­ние наших молитв и почему мы имеем дерзновение обращаться к Господу с проше­ниями и благодарениями. Примеры возгласов:
    После великой ектений: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклоне­ние, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".
    После сугубой ектений: "Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".

Отпусты. Каждая церковная служба заканчивается отпустом: священник, обратясь лицом к народу, перечисляет всех святых, по молитвам которых мы обра­щались за помощью к Богу и молитвами которых Господь помилует и спасет нас. Отпустом верующие получают разрешение оставить храм.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.