Изменяющиеся молитвословия

Изменяющиеся молитвословия вводятся в состав церковных служб, чтобы изобразить и прославить священное событие трех кругов богослужения: дневно­го, седмичного и годового. Главнейшие изменяющиеся молитвословия следую­щие:

Тропарь – краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника или прославляется священное лицо.

Кондак (от слова "контос" – краткий) – краткая песнь, в которой изложено догматическое или историческое значение празднуемого события или лица; вхо­дит в состав акафиста и канона; по содержанию и структуре близок к тропарю, но отличается от тропаря по времени, в которое он поется за богослужением.

Величание – краткое песнопение, содержащее прославление святого или праздника. Величание поется во время всенощной перед праздничной иконой сперва священнослужителями среди храма, а потом неоднократно повторяется на клиросе певчими. После величания поются стихи из псалмов пророческого содержания., которые образуют как бы музыкально-словесную икону данного праздника.

Стихира (греч. – многостишие) – песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером, имеющих большей частью перед собою стихи Свя­щенного Писания. В каждой из стихир содержится главная мысль, разнообразно раскрываемая в остальных. Стихир много, но все они носят различные назва­ния, в зависимости от времени их исполнения за богослужением. Если стихира поется после молитвы "Господи, воззвах", то она называется стихирой на Гос­поди воззвах; если стихира поется после стихов "Всякое дыхание да хвалит Господа", то стихира называется стихирой на хвалитех. Есть еще стихиры на стиховне – это стихиры, которые присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам (раскрывающим праздник), отсюда их название. Стихиры Богородичны – это стихиры в честь Божией Матери.

Догматик – это особая стихира, в которой содержится учение (догмат) о воплощении Иисуса Христа от Божией Матери.

Антифоны – молитвы, которые положено петь попеременно на двух клиро­сах.

Прокимен (греч. – "предлагаемый вперед") – стих, который предшествует чте­нию Апостола, Евангелия и паримий. Прокимен служит как бы предисловием к чтению и выражает сущность читаемого. Прокимны бывают дневные, празднич­ные и др.

Задостойник – ирмос 9-й песни утреннего канона с припевом или без при­пева, который дается в двунадесятые праздники вместо песнопения в честь Бо­городицы "Достойно есть". На литургии Василия Великого вместо "Достойно есть" поется Богородичен 8-го гласа: "О Тебе радуется". От недели Пасхи и до Возне­сения поется задостойник с припевом: "Ангел вопияше" и 9-я песнь – "Светися, светися".

Причастен – стих, который поется во время причащения священнослужителей.

Полиелей (т.е. "многомилостивый") – песнопение, исполняемое на праздничной утрене после кафизм и перед чтением праздничного или воскресного Евангелия.

Акафист – "неседален", молебное, особенно хвалебное песнопение в честь Господа, Божией Матери или святого. Эта форма церковного гимна ведет свое начало от Великого Акафиста, хвалебного песнопения в честь Богородицы, авто­ром которого является св. Роман Сладкопевец. Акафист состоит из 12 двойных песен – последовательно чередующихся кондаков и икосов. Каждый кондак, кроме первого, завершается возгласом "Аллилуиа". В кондаке раскрывается какой-либо момент учения об одной из тайн Божиих, об осуществлении замысла любви Божи­ей. Следующий за кондаком икос в первой своей трети заключает более простран­ное развитие темы, содержащейся в кондаке. Две другие трети каждого икоса обыч­но состоят из 12 строк похвальных воззваний, начинающихся с возгласа "Радуй­ся". В этих молитвенных воззваниях представлены как все ветхозаветные преоб­разования, относящиеся к воспеваемому лицу или событию, так и их новозавет­ное свершение, описываются величие и совершенства Божий, святость избранных Его и благодеяния, явленные верующим по благости Божией и по ходатайству Пресвятой Богородицы, ангелов и святых. Особенно широкое распространение ака­фисты получили в России, где с XVIII в. становятся особым жанром церковного гимнотворчества, и одной из любимых народом форм молитвословий. Были со­ставлены на церковнославянском и русском языках десятки акафистов, посвящен­ных святым, праздникам и многим чудотворным иконам Богородицы.

Канон – это ряд священных песнопений в честь святого или праздника, кото­рые читаются и поются за всенощной в то время, когда молящиеся прикладыва­ются к Св. Евангелию или иконе праздника. Канон состоит из девяти песен (нор­мально – из восьми, т.к. вторая песнь опускается во всех канонах, кроме вели­копостных). Песнь членится на ирмос (зачин) и несколько тропарей. Каждая песнь соотнесена с определенным ветхозаветным событием, которое прообразует но­возаветное (1-я песнь – с переходом евреев через Красное море, 2-я песнь – с грозной проповедью Моисея в пустыне, 3-я песнь – с благодарением Анны, ро­дившей Самуила, 4-я песнь – с пророчеством Аввакума и т.д.). Переход евреев через Красное море "Яко по суху" переживается Церковью как предвестие Не­порочного Зачатия и Рождества. По форме исполнения канон представляет со­бою как бы диалог между чтецом и хором о библейском или житийном событии, которое переживается как прошлое и одновременно ныне происходящее. Смыс­ловым ключом выступает ирмос, который поется хором, ему последуют тропари, которые произносит чтец. Соответственно главному предмету канона, перед каж­дым тропарем читаются соответствующие припевы: "Слава, Господи, святому воскресению Твоему" – при воскресном каноне, "Пресвятая Богородице, спаси нас" – при каноне Богородице.

Катавасия – это повторение ирмоса, но уже в заключение ряда тропарей данной песни канона. Чаще всего катавасия поется только после 3, 6, 8 и 9-й песен канона.

Светилен (Эксапостиларий) – это песнопение, заключающее собою канон Смысл названия этого песнопения говорит или о свете Божественном, воссиявшем от гро­ба Господня, и, находясь в конце утрени, перед рассветам и перед "Слава Тебе, показавшему нам свет", естественно возвещает этот рассвет духовный.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.