Приготовительные “недели” к Великому посту

Первое приготовительное к Великому посту воскресенье называется Неделей о мытаре и фарисее. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), с целью показать, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие. С этого воскресенья до воскресе­нья пятой седмицы поста на воскресных утренях после "Воскресение Христово видевше…" поются покаянные тропари:

глас 8

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

глас 6

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Тво­их, очисти беззаконие мое.

Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.

Следующее приготовительное к Великому посту воскресенье называется Неделей о блудном сыне. В Евангельская притча, читаемая на литургии, поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.

Третье приготовительное воскресенье называется Неделей о Страшном суде. Учением Господа о Страшном Суде и последнем мздовоздаянии Церковь желает побудить нераскаянных грешников к покаянию. Эта неделя называется иначе мясопустом, т.к. в этот день полагается по уставу заговенье на мясную пищу.

Последнее воскресенье называется сыропустом, т.к. им оканчивается ядение сыра, масла и яиц, что разрешалось в последнюю перед постом седмицу. На литургии читается Евангелие о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного.

В Недели о блудном сыне, мясопуст и сыропуст на всенощной после "Хвалите имя Господне" поется псалом 136, в котором описаны страдания евреев в плену вавилон­ском. Это пение напоминает нам о нашем удалении от отечества небесного, рая:
 
На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Си­она. На вербиих посреде его обесихом органы наша, яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведший нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей. Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия мое­го. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль гпаголющия: исто­щайте, истощайте до оснований его. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воз­даст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.