Вседневные службы

Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Служба эта проникнута вос­поминанием о сотворении мира, грехопадении прародителей, изгнании их из рая, глубоком раскаянии людей, надежде их на Спасителя и той радости, с которой они встретили Его пришествие; молящиеся вспоминают также смерть Иисуса Христа на кресте, копием прободение, снятие с креста и погребение Его.

Повечерие есть молитвословие перед отходом ко сну. Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие состоит из трех частей. В первой – мы высказываем Богу благодарение за прошедший день и упование на Господа, что Он даст нам спокойный сон в наступающую ночь, а после смерти сподобит нас почить с праведными. Поется песнопение "С нами Бог". Вторая часть – покаянная. Третья часть состоит из славословий Богу и святым Его: читается великое славословие/ поется (или читается) канон, а затем поется тропарь "Гос­поди сил, с нами буди" со стихами из 150-го псалма. Великое повечерие со­вершается в Великий пост и накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления. Малое повечерие есть сокращение великого. Оно состоит из третьей части великого повечерия с присоединением из первой части его Сим­вола Веры, а из второй – 50-го псалма. В приходских храмах малое повечерие обычно опускается.

Полунощница – молитвословие, совершаемое в память полуночной молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду и в напоминание того, что мы постоянно должны быть готовы к ответу на страшном суде Иисуса Христа, Который придет неожиданно. Полунощница бывает вседневная, субботняя и воскресная. В насто­ящее время полунощница является службой, совершаемой преимущественно в монастырях.

Утреня – это богослужение, за которым прославляется пришествие в мир Спасителя. Служба утрени разбивается на три части. Первая часть состоит из чтения шести псалмов, в которых выражаются раскаяние и надежда на Спасите­ля, и общих молитв о помиловании. Шестопсалмие начинается славословием: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение", а оканчива­ется прославлением воплощения Христова: "Бог Господь и явися нам, благосло­вен, грядый во имя Господне". Вторая часть вся посвящена прославлению свято­го или события, празднуемого в этот день. Третья часть состоит из хвалебных песнопений и молитв о даровании христианам благ душевных. Утреня бывает вседневная (без полиелея и великого славословия, когда оно читается, а не по­ется), праздничная (с полиелеем и великим славословием, то есть когда оно по­ется, а не читается) и пасхальная.

Часы – это краткие молитвословия, совершаемые в те часы, которые связа­ны для христиан с особыми воспоминаниями.

Литургия – это богослужение, за которым совершается Таинство св. Прича­щения и приносится бескровная (из хлеба и вина) жертва тела и крови Христо­вой о здравии живых и о упокоении умерших православных христиан. На литур­гии вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и установление Им таинства Св. Причащения. Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста, св. Васи­лия Великого или св. Григория Двоеслова (Литургия Преждеосвященных Даров).

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.