Особенности великопостного богослужения

Великопостное богослужение составлено таким образом, чтобы оно побужда­ло верующих к молитвенному сокрушению и раскаянию во грехах. Всякая пыш­ность и торжественность в нем уменьшаются. Священнослужители облачаются в черные, траурные ризы, царские врата открываются реже, освещение ослабля­ется, песнопений бывает мало, слышится все более чтение псалмов и других молитвословий, располагающих душу к молитвенному сокрушению о грехах, ко­ленопреклонения учащаются. Во все остальные посты состав богослужений оста­ется неизменным. В Великий же пост состав богослужений бывает иной, чем в обыкновенные дни:
– Вечером, вместо всенощной, совершается великое повечерие, соединен­ное с утреней.
Утром совершаются часы с некоторыми вставными частями и вечерня.
В среду и пятницу совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Первая неделя Великого поста отличается особой строгостью, а при этом и богослужение – особенной продолжительностью. В первые четыре дня на великом повечерии читается канон прп. Андрея Критского с припевами: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Канон состоит из 250 тропарей и велик не только по числу стихов, но и по высоте мыслей, глубине чувств и по силе выражений. Лица священной истории представляют высокие образцы святой жизни, или же примерами грехов возбуждают нас к глубокому трезвлению. После изображения опустошений, какие произвели страсти в жизни некоторых, даже великих мужей, певец призывает греш­ную душу искать вместе с Авраамом отечества небесного; в Исааке показывает жертву послушания, в Измаиле пример дерзости, порождаемый необузданной пло­тью; тяжкие наказания за плотские похоти представлены в изображении огня Со­домского. Под образами двух жен Иакова разумеется двоякая жизнь – деятельная и созерцательная. Жезл Моисеев, рассекающий море – Крест Христов, которым душа христианская творит дела чудные. Далее по порядку времен беседуют с ду­шою кающиеся цари и пророки Израиля. Наконец, в 9-й песни певец вспоминает Божественные слова и деяния милостивого Спасителя Господа; лощением Его убеж­дает себя к посту; с мытарем смиренно вопиет: "Боже, милостив буди мне греш­ному"; с ханаанской женою и слепцами молит: "Помилуй мя, Сыне Давидов"; по­добно блуднице, омывает слезами ноги Спасителя, и с разбойником благоразум­ным взывает: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

По воскресеньям совершается полная Литургия св. Василия Великого. В 1-е воскресенье Великого поста совершается "Торжество Православия", установлен­ное царицей Феодорой в 842 г. в память восстановления почитания св. икон. За богослужением 2-го воскресенья вспоминается свт. Григорий Палама, просла­вившийся своим учением о посте и молитве. В 3-е воскресенье за всенощной выносится на середину храма Св. Крест для поклонения верующим и воодушев­ления христиан к дальнейшим подвигам поста и молитвы. В 4-е воскресенье вспоминается прп. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором пока­зал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию. Воспоминания 5-го воскресенья посвящено прп. Марии Египетской, жизнь кото­рой должна служить для всех примером покаяния и убеждать всех в неизречен­ном милосердии Божием.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.