Литургия Преждеосвященных Даров

В среду и пятницу в течение Великого поста совершается Литургия Преждеосвя­щенных Даров, на которой возносятся и предлагаются для причащения Святые Дары, освященные на предшествующей полной Литургии и сохраняемые наев. Престоле.

Схема Литургии Преждеосвященных Даров

1)    Возглас "Благословенно Царство…".
2)    Чтение псалма 103.
3)    Великая ектения.
4)    Кафизмы.
5)    Малая ектения после каждой из трех кафизм, во время которых соверша ется перенесение Св. Агнца с престола на жертвенник.
6)    "Господи воззвах".
7)    Стихиры на Господи воззвах.
8)    Вечерний вход с кадилом или с Евангелием (в том случае, если на Литур­гии бывает чтение Евангелия).
9)    "Свете тихий".
10)  Чтение.первой паримии.
11)  Возглас священника: "Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех".
12)  Чтение второй паримии.
13)  Пение: "Да исправится молитва моя" (трио).
14)  Молитва прп. Ефрема Сирина.
15)  Чтение Евангелия (если положено по Уставу).
16)  Сугубая ектения.
17)  Ектения об оглашенных.
18)  Ектения о просвещенных. Возглас: "Яко Ты еси просвещение наше".
19)  Малая ектения о верных. Возглас: "Яко подобает…".
20)  Вторая малая ектения о верных.
21)  "Ныне силы небесныя".
22)  Великий вход с Преждеосвященными Дарами.
23)  Вторая часть молитвы: "Верою и любовию приступим".
24)  Молитва прп. Ефрема Сирина.
25)  Просительная ектения о предложенных и преждеосвященных Честных Дарех…
26)  Молитва Господня.
27)  Возглас: "Преждеосвященная Святая Святым".
28)  Предпоследнее явления Св. Даров. ("Благословлю Господа").
29)  Последнее явления Св. Даров.
30)  Благодарение за Причащение.
31)  Заамвонная молитва "Владыко Вседержителю".
32)  "Буди имя Господне благословено" (трижды) и пс. 33-й.
33)  Последнее благословение священника.
34)  Отпуст.

В состав Литургии Преждеосвященных Даров, как первая часть, входит вечерня (в указанной схеме пункты 1-14), которая, начинаясь литургийным возгласом: "Бла­гословенно Царство…", продолжается до молитвы "Свете тихий" обычным порядком. Затем читаются две паримии. Перед второй паримией царские врата открываются и диакон возглашает: "Повелите". Священник, держа в руках горящую свечу и кади­ло, произносит перед Престолом: "Премудрость, прости".

Затем, обратясь лицом к народу, священник произносит: "Свет Христов про­свещает всех". Этим возгласом указывается, что Божественный свет светил уже в ветхозаветных пророчествах и преобразованиях и приготовлял людей среди языческой тьмы богоневедения к Иисусу Христу. Предстоящие при этом пада­ют ниц, т.е. преклоняются до земли, выражая свое смирение перед Вечным Светом, Господом Иисусом Христом.

После второй паримии для большего возбуждения чувства покаяния поются (тремя певчими) стихи 140 псалма:

Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя.
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воз-звати ми к Тебе.
Положи, Господи, хранение устам моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех.

По окончании каждого из этих стихов хор поет: "Да исправится молитва моя…". Молящиеся слушают пение, стоя на коленях. После этих стихов следует молитва прп. Ефрема Сирина, а затем начинается собственно Литургия, которая в некото­рых частях схожа с Литургией св. Иоанна Златоуста, но имеет целый ряд отличий:
–         Вместо Херувимской песни поется песнь:

Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершенна дориносится.
Верою и пюбовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (трижды).

Теперь невидимо служат с нами небесные силы, ибо в сию минуту входит Царь славы: вот таинственная Жертва, уже освященная, торжественно переносится.
Приступим же (к ней) с верою и любовию, чтобы соделаться причастниками вечной жизни.

    На Литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого во время Ве­ликого входа переносятся еще не освященные Дары, на Преждеосвященной Ли­тургии переносятся уже освященные Дары. В знак глубокого благоговения перед Св. Дарами – Великой Тайны Тела и Крови Христовых, верующие среди глубокой тишины падают ниц, т.е. преклоняются до земли.
    Символ веры, "Милость мира" и Евхаристическая молитва опускаются.
    Возношения Св. Даров не бывает, бывает только благоговейное касание их, и вместо возгласа: "Святая Святым" священник произносит: "Преждеосвященная Святая Святым".
    Поется причастен: "Вкусите и видите, яко благ Господь. Аллилуиа.".
    Вместо "Благословен грядый во имя Господне" (после явления Св. Даров) поется "Благословлю Господа на всякое время…".
    Вместо обычной заамвонной молитвы ("Благословляяй благословящия") чита­ется другая молитва ("Владыко Вседержителю"), в которой священник от лица веру­ющих просит Бога, введшего их в пречестные дни поста для очищения души и тела, помочь им течение поста совершить в подвиге добром, сокрушить невидимых змиев и неосужденно достичь поклонения Св. Воскресению.
    На отпусте поминается св. Григорий Двоеслов.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.