Понятие о праздниках

Праздничными днями, или праздниками, называются дни, посвященные вос­поминанию какого-нибудь священного события или священного лица из истории Церкви с той целью, чтобы расположить верующих к уразумению смысла воспо­минаемого события, или к подражанию жизни святых. Так как на каждый день приходится память какого-либо святого, и даже нескольких святых, то можно сказать, что на каждый день приходится какой-нибудь праздник. Но так как в ряду священных событий и лиц есть особенно важные по своему значению для христианства события и лица, то церковным Уставом положено делить праздни­ки на великие, средние и малые.

В великие праздники бывает особенно торжественное богослужение: накану­не великих праздников совершается всенощное бдение, бывает лития, поется «по­лиелей», величание и поется Великое славословие.

Некоторые из средних праздников имеют на утрени полиелей, но не имеют всенощного бдения. Малые праздники не имеют полиелея и отличаются от обык­новенных дней или увеличением числа стихир в честь воспоминаемого события, или сверх того еще пением Великого славословия, которое не читается, как в будние дни, а поется при открытых царских вратах.

По предмету богослужения праздники разделяются на Господни – в честь Господа Бога, Богородичны – в честь Богоматери, Святых – в честь святых ангелов и человек. По времени празднования – на неподвижные, бывающие ежегодно в одни и те же числа месяца, и подвижные, бывающие ежегодно в одни и те же дни недели, но переходящие на разные числа месяца, вместе с переходом праздника Пасхи. По месту празднования, праздники разделяются на общие, отправляемые всей Православной Церковью (к ним относятся великие, средние и малые праздники), местные и храмовые.

Праздник Пасхи, как день воскресения Христова, есть праздник праздников и торжество из торжеств. Кроме этого, особенным торжеством богослужения отли­чаются двенадцать праздников из числа великих, частью неподвижных, частью под­вижных, которые называются двунадесятыми; одни из них установлены в честь Господа Иисуса Христа, другие в честь Пресвятой Богородицы. К Господним праз­дникам относятся: Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение Креста Господня. К Бо­городичным праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Благовещение, Сретение и Успение.

Двунадесятые праздники имеют дни предпразднства и попразднства, во вре­мя которых на всех службах произносятся песнопения праздника. После многих из двунадесятых праздников день попразднства посвящается прославлению лиц, которые участвовали в событии, воспоминаемом в день праздника. Приготовлени­ем к некоторым праздникам служат посты и особые молитвы за умерших.

Составные части богослужения, выражающие сущность праздника

Двунадесятые праздники появились в первые века христианства; с IV века празднование их постепенно принимает широкое распространение в Церкви; бо­гослужение постепенно обогащается различными песнопениями, молитвами и обрядами. Смысл или сущность двунадесятых праздников выражается:
1)во всех стихирах (на «Господи воззвах», на стиховне, на литии, на хвали-
тех);
2)в паримиях;
3)в тропарях и кондаках;
4)в канонах;
5)в прокимнах и антифонах;
6)в чтении Апостола и Евангелия;
7)в задостойнике или в ирмосе 9-й песни канона, который поется вместо «Достойно есть, яко воистину»
8)в некоторых внешних обрядах и обычаях.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.