Священные одежды и знаки отличия

Священные лица при богослужении издревле облачаются в особые одежды, которым и придано духовное значение. Одеждою дьячка, иначе псаломщика, служит стихарь; одеждою иподиакона – стихарь с орарем; диаконы имеют сти­харь, орарь и поручи; священник – подризник (стихарь), епитрахиль, поручи, пояс и фелонь (а некоторые из них имеют еще набедренник, палицу, скуфью, ками­лавку и митру); одеждами епископа служат: подризник, епитрахиль, пояс, пору­чи, набедренник, палица, саккос, омофор и митра.

Стихарь и подризник. Стихарь – одежда длинная до полу с рукавами, при­надлежит всем священным степеням с небольшим отличием, именно: диаконский стихарь делается с широкими рукавами, а епископский и священнический – с узкими. Так как последний надевается под другою одеждою – под ризою, то называется подризником. Одежда эта напоминает священнослужителю, что бла­годать Святого Духа покрывает его как бы одеждою спасения и радости и обле­кает его красотою. В настоящее время стихарь носит, с благословения епископа, и церковный причт.

Орарь и епитрахиль. Орарь (род длинной ленты) есть длинная одежда так­же всех степеней священства и служит знаком того, что благодать Святого Духа в обилии на них изливается. Диакон носит его на левом плече и только иногда, опоясывается им через оба плеча крестообразно. Без ораря диакон не совер­шает ни одной церковной службы. Держа конец ораря в правой руке, диакон приподнимает его, когда приглашает к начатию молитв и вниманию и когда про­износит сами молитвы. Архидиакон носит двойной, более длинный орарь.

Священник и епископ носят орарь на обоих плечах так, что он огибает их шею и спускается спереди двумя концами, которые для удобства сшиты или со­единены пуговицами. От такого способа ношения орарь священнический полу­чил название епитрахиль (что значит «на шее»). Священники и епископы наде­вают епитрахиль на оба плеча в знак того, что они получили сугубую благодать священства и полностью посвятили себя на служение Церкви. Священник без епитрахили не совершает ни одной службы. Из церковнослужителей орарь носят только иподиаконы.

Поручи и пояс. Поручи – короткие нарукавники, для стягивания рукавов нижней одежды священнослужителей: у диаконов – стихара, у священников и епископов – подризника. Поручи принадлежат всем степеням священства и слу­жат указанием того, что служащий Церкви должен надеяться не на свои силы, а на десницу Господа, на Его силу и помощь. Пояс же принадлежит только к одеж­дам священника и епископа и служит для них знаком, что Бог укрепляет их Своею силою, поставляет их на непорочный путь.

Фелонь. Фелонь, иначе риза, – одежда длинная, широкая, без рукавов, с одним отверстием для головы, покрывающая все тело. Спереди фелонь бывает много короче, чем сзади. Она служит указанием того, что священники должны облекаться правдою во всех делах своих и радоваться о Господе.

Саккос. Слово саккос означает вретище, рубище. Одежда эта есть одежда печа­ли, смирения, покаяния. Своей формой она похожа на стихарь, только короче его и имеет рукава более короткие. Духовное знаменование ее то же, что и фелони.

Омофор. Омофор есть длинный и широкий плат, украшенный крестами и возлагаемый на плечи архиерея так, что один конец его спускается спереди, а другой сзади. Омофор служит знаком власти епископа и в то же время указани­ем, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся в истине и правде и в своей жизни носить образ доброго пастыря Христа, берущего заблудшую овцу на плечи Свои и приносящего ее в дом Отца небесного. Без омофора архиерей не совершает ни одной службы.

Митра, камилавка и скуфья. Повязки употребляли при богослужении сна­чала только патриархи, впоследствии – все епископы. В настоящее время архи­мандриты, протоиереи и некоторые священники получили право носить при бого­служении головные украшения. Головное украшение архиереев называется мит­рою; она служит знаком власти, даруемой служителю Церкви и напоминает о терновом венце, возложенном на голову Спасителя. В настоящее время митра дается всем архимандритам и некоторым протоиереям. Головные украшения всех протоиереев и некоторых иереев называются одни – камилавками, другие – ску­фьями. Слово камилавка значит: сделанное из верблюжьей шерсти, а слово ску­фья значит: похожее на чашу или череп. Духовное значение их – умерщвление плоти со страстями и похотями.

Набедренник и палица. Набедренник – это четырехугольный и продолгова­тый, а палица – квадратный плат. Набедренник и палица составляют непремен­ную принадлежность в облачении епископов и архимандритов; протоиереи же и иереи получают их только в награду. Священнослужащие носят их как напоми­нание того, что они получили духовный меч, слово Божие, которым должны по­ражать все греховное и порочное.

Наперстный крест, панагия, жезл и орлецы. Крест епископы возлагают на грудь поверх облачения в напоминание того, что распятого Христа они должны не только носить в сердце, но должны быть проповедниками веры во Христа. Наперстные кресты, золотые и различным образом украшенные, даются, как знаки отличия, всем архимандритам и некоторым протоиереям и иереям. В настоящее время серебряные наперстные кресты возлагаются на всех иереев при рукопо­ложении их.

Панагия (чтозначит "Всесвятая") есть небольшой круглый образ Спасителя или Божией Матери, обыкновенно богато украшенный, который архиереи носят на груди. Она дается иногда и некоторым архимандритам.

Жезл или посох, внастоящее время употребляют всеепископы в знак того, что они пастыри стада Христова. Архиерейский жезл увенчивается крестом, у рукоятки привешивается для украшения небольшой четырехугольный плат, назы­ваемый сулок. Жезл вручается также архимандриту в знак духовной власти его над тем монастырем, в котором он поставлен начальником.

Орлецами называют круглые коврики с изображением летящего над горо­дом орла с сиянием вокруг головы его. Во время богослужения епископ стоит на орлеце в напоминание того, что он учением и жизнью своею должен, подоб­но орлу, возвышаться над своею паствою и служить для нее примером стремле­ния от земного к небесному.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.