Обряды, наиболее употребительные при богослужении

Поклонение и крестное знамение. Для выражения молитвенного чувства человек естественно употребляет внешние знаки. Некоторые из этих знаков общи людям всех религий, таковы: поклоны поясные и земные, коленопреклонения, наклонения головы. Все эти движения выражают преданность Богу, смирение, раскаяние, мольбу о помиловании, благодарность и благоговение. Но, кроме об­щечеловеческих выражений молитвенного чувства, православными христианами при всех молитвах употребляется знак, который исключительно только им при­надлежит – крестное знамение. Крестное знамение, по самому древнему обы­чаю, мы совершаем так: большой, указательный и средний пальцы правой руки соединяем вместе так, чтобы концы их были сложены ровно, а безымянный и мизинец прикладываем к ладони. Сложив таким образом пальцы, мы приклады­ваем руку сначала ко лбу, потом к груди, затем к правому и левому плечам и таким образом делаем на себе знак креста. Этим мы выражаем свою веру в то, чему научил нас и что сделал для нас Христос-Спаситель: ровным сложением трех пальцев мы выражаем в-эру в Пресвятую Троицу равночестную, единосущ­ную и нераздельную; полагая руку на лоб, грудь и плечи, выражаем свою на­дежду, что Господь Бог примет нашу молитву и освятит наши мысли, чувства, желания и дела; наконец, осеняя себя знаком креста, показываем, что не наде­емся ни на свои силы, ни на помощь людей, а уповаем только на помощь Божию, предаем себя Его воле и ограждаем себя от всех бед силою животворяще­го креста Христова.

Благословение священнодействующего. При каждом богослужении еписко­пы и священники благословляют молящихся, как совершители святых таинств, че­рез которые сообщается благодать Святого Духа. Молящиеся с благоговением при­нимают это благословение, наклоняя свои головы. Для благословения священно­действующие складывают пальцы рук так, что из сложения их составляется указа­ние на имя Иисус Христос; для этого указательный палец протягивают прямо, а средний немного наклоняют, чем изображаются буквы I С; затем безымянный сги­бают, большой кладут на него посредине, а мизинец несколько наклоняют, чем изображаются буквы X С. Такое перстосложение называется именословным. При­нимая это благословение от пастырей Церкви, мы вспоминаем, что апостолы по заповеди Иисуса Христа, именем Его творили знамения и чудеса, и выражаем свою веру, что все просимое нами во имя Христа будет дано нам.

Каждение фимиамом. Когда каждение совершается перед престолом Божиим и иконами, оно выражает желание молящихся, чтобы молитва их так же воз­носилась к небу, как фимиам из кадила, и была приятна Богу, как благоухание фимиама. Когда же каждение совершается перед молящимися, оно выражает благожелание совершающего службу, чтобы благодать Святого Духа, распростра­няющаяся везде и на всех, окружала и души молящихся. Молящиеся при этом наклоняют свои головы в знак благодарения за благожелание и своей готовнос­ти принять благодать Святого Духа.

Возжение свечей и светильников. Горение свечей при богослужении с од­ной стороны, указывает на то, что мы, христиане – последователи Христа Спа­сителя, Который есть истинный Свет, просвещающий Своим учением всякого че­ловека. С другой стороны, оно указывает на то, что наша вера и любовь к Богу должны быть так горячи, как огонь светильников.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.