Утреня – вторая часть всенощного бдения

Схема утрени на всенощном бдении
 
1.Шестопсалмие (Пс. 3, 37, 62, 87, 102 и 142).
2.Великая ектения.
3.«Бог Господь» (3-4 раза).
4.Тропарь воскресный (на очередной глас) или празднику или святому.
5.Чтение кафизм.
6.Малая ектения.
7.Полиелей («Хвалите имя Господне»).
8.Воскресные «непорочны» тропари («Благословен еси, Господи»),
9.Величание (под великие праздники).
10. Малая ектения.
11. Седальны или ипакои.
12. Степенны антифоны (под праздники антифон 4 гл. «От юности моея»).
13. Чтение Евангелия.
14. «Воскресение Христово видевше».
15. Чтение диаконом «Спаси, Боже, люди Твоя…».
16. Канон (ирмосы, тропари, катавасия) – с малыми ектениями.
17. «Величит душа моя Господа».
18. Эксапостиларий или светилен.
19. «Всякое дыхание да хвалит Господа» и стихиры на хвалитех.
20. Богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево».
21. Великое славословие.
22. Воскресный отпустительный тропарь или тропари праздника.
23. Сугубая ектения.
24. Просительная ектения.
25. Отпуст.
26. Первый час.
 
Символическое и нравоучительное значение утрени на всенощном бдении
 
Малое славословие перед шестопсалмием напоминает о Рождении Иисуса Хри­ста. Шестопсалмие изображает состояние человека, сознающего свою греховность, и мольба о спасении. Пение «Бог Господь» напоминает о шествии Его на вольное стра­дание. В воскресных кафизмах содержится предзнаменование страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. В полиелее изображается величие и слава Воскресения Иисуса Христа. Выносом Евангелия на середину и пением воскресных «непороч­ных» тропарей изображаются явления Иисуса Христа по воскресении. В величании прославляются празднуемые священные лица и события. В антифонах указывается на благодатную помощь, подаваемую верующим через Св. Духа и Церковь. Еванге­лие читается для ознакомления молящихся с празднуемым событием. Пением «Вос­кресение Христово видевше» молящиеся приглашаются поклониться Воскресшему Господу. Через каноны выражается хвала Воскресшему Господу от лица царства славы, т.е. святых. Эксапостиларий изображает свет христианской души, полученный через Иисуса Христа. «Хвалитны» выражают хвалу Воскресшему от царства приро­ды. Богородичен прославляет Божью Матерь, Которая открыла нам вход в Царство Небесное. Великим славословием выражается хвала Господу от Церкви земной. Воскресные тропари изображают проповедь апостолов о Воскресшем Христе.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.