Внешние признаки составных частей всенощного бдения

Для более отчетливого запоминания составных частей всенощного бдения можно указать внешние признаки главнейших частей его. Так, признаком пения

Предначинательного псалма служит каждение всего храма и молящихся свя­щенником и диаконом.

«Господи воззвах» – новое каждение одним диаконом.

Догматика – открытие царских врат и совершение вечернего малого входа.

«Свете Тихий» и прокимна – стояние диакона и священника за престолом, на горнем месте.

Паримий – чтение их на средине солеи, причем чтец постепенно возвышает голос (сходно с чтением Апостола).

Стихир на литии – торжественный выход священнослужителей, иногда мно­гих, в среду молящихся.

Литийных молений диакона – близкое сходство их с ектениями и много­кратное повторение певчими «Господи, помилуй».

Стихир на стиховне – обратное шествие священнослужителей к столику с приготовленными хлебцами.

«Буди имя Господне» и 33-го псалма – остановка священнослужителей на солее и вход их в алтарь после благословения народа.

Шестопсалмия – выход священника после трех псалмов из алтаря и чтение (про себя) молитв перед царскими вратами по служебнику.

Кафизм – неоднократное, попеременное повторение то певчими, то чтецом «аллилуиа» и «Слава, и ныне» и «Господи, помилуй» (трижды).

Полиелея – открытие царских врат, усиленное возжигание свечей и люстр и новое каждение священнослужителями всего храма.

Величания – почти единственный момент пения священнослужителей.

Степенных антифонов «От юности моея» – удаление диакона в алтарь для выноса Евангелия на середину и затем появление его в конце антифонов на амвоне солеи и произнесение отсюда стиха: «Всякое дыхание да хвалит Госпо­да».

Возглашения диаконом «Спаси, Боже, люди Твоя» –сходство этой молит­вы по содержанию, и по тону произнесения диаконом, и по напеву «Господи, помилуй» с литией.

Канона – лобызание молящимися Евангелия или иконы и помазание освя­щенным елеем.

«Величит душа моя Господа» – провозглашение диаконом предшествующих этому слов: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» на солее у ико­ны Божией Матери.

Богородична перед Великим славословием и Великого славословия – открытие царских врат и иногда воздеяние рук священнослужителя.

Первого часа – задергивание завесы и появление священника в конце часа для чтения молитвы: «Христе, Свете истинный» на солее в одной епитрахили, без фелони.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.