Понятие о часах

«Часами» называются службы, освящающие определенные моменты дня, ко­торые ознаменованы были важными в истории Церкви событиями, и которые, совпадая с ветхозаветными богослужебными дневными часами (1, 3, 6 и 9), дали повод уже первым христианам во главе с апостолами молиться в храме или дома именно в эти часы. Так как ветхозаветное богослужение и, в частности, молитвы, освящающие дневные часы, состояли главным образом в чтении и пе­нии псалмов, то и христианские часы, изначально содержали псалмы. В каждом часе содержится по три псалма. Позднее в состав часов вошли и христианские молитвы, которыми прославлялась память дневного святого, или события из зем­ной жизни Иисуса Христа, или же прославлялась наша усердная Заступница, Ма­терь Божия. Поэтому на каждом часе читается молитва к Богородице, называе­мая «Богородичным», а также молитва, располагающая к молитвенному обра­щению к Долготерпеливому и Многомилостивому Господу, любящему праведных и милующему грешников. Перед началом часов бывает «обычное начало», а в конце каждого часа читается молитва Господу Иисусу, В тропарях и кондаках, читаемых на часах, изображаются новозаветные христианские события. Новоза­ветные события изображаются также и в псалмах, хотя только пророчески и прообразовательно.
 
На 1-м часе (по нашему, 7-8 ч. утра) вспоминается суд над Иисусом Хрис­том у Пилата, происходивший в эти утренние часы. Поэтому для 1-го часа подо­браны псалмы (5, 89, 100), в которых слышатся слова «суд», «милость», изобра­жается злоба и беззаконие врагов, кротость и незлобие Иисуса Христа.
 
На 3-м часе вспоминается бичевание и надругание над Иисусом Христом после суда у Пилата и, с другой стороны, сошествие Святого Духа на апостолов, что происходило около 9-10 ч. утра (по нашему счету). Поэтому в псалмах (16, 24, 50) и молитвах слышится, с одной стороны, обращение от лица Невинного Страдальца, а с другой стороны, напоминание о Святом Духе.
 
На 6-м часе (по нашему, 12-13 ч.) воспоминаются добровольные страдания и распятие Иисуса Христа на Голгофе. Поэтому в псалмах (53, 54, 90) говорится о страданиях. Вообще, псалмы 6-го часа изображают покушение иудеев и проис­ки о том, чтобы умертвить Его, их насмешки и ругательства, землетрясение и мрак, покрывший тогда землю. Последний псалом, 90-й: «Живый в помощи Вышняго», указывает на помощь от Отца Сыну в Его скорби, и в словах: «на аспида и василиска наступиши» и далее – на Его победу над адом.
 
На 9-м часе (по нашему, 15-16 ч.) воспоминается Крестная Смерть Иисуса Христа и изображается значение ее для нашего спасения. В псалмах (83, 84, 85) указывается на спасение, совершенное через смерть Христа, на то, что «Он есть Бог живой, умер ради нас плотию, и был жертвою за нас и приобрел благо­воление для земли, что Он возвратил из плена наши души и оживил нас Своим Воскресением, возвеселил людей Своих, изрек мир»; наконец говорится, что в страданиях Иисуса Христа «милость и истина встретились, правда и мир обло­бызались» (Пс. 84). Псалом 85-й «Преклони, Господи, ухо Твое» пророчески изоб­ражает, что Распятый и Умерший за нас свят, благ, кроток, многомилостив, ис­тинен, что Он дал нам силу, крепость и сотворил знамение во благо. В псалме 83-м говорится про будущую веру язычников в Иисуса Христа, что «люди пойдут от силы в силу, явится Бог богов в Сионе».
 
Вообще, если внимательно вчитаться в составные псалмы часов, то в каж­дом почти стихе можно увидеть живое предсказание грядущих новозаветных со­бытий.
 
Тропарь 1-го часа: Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой.             
Услыши с утра голос мой, Царь мой и Бог мой.
 
Тропарь 3-го часа: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый: Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас молящих Ти ся.                                                                                            
Ты, Господи, Который в третий час ниспослал Святого Духа на Апостолов, не отыми сего Духа и от нас, но обнови в нас, молящихся Тебе.

Тропарь 6-го часа: Иже в шестыйдень же и час на кресте пригвождейв рай дерзновенный Адамов грех, исогрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Ты, Который в шестойдень и шестой час пригвоздил на кресте Адамов грех, дерзновенно совершенный им в раю, раздери за    пись и наших грехов, Христе Боже, и спаси нас.
 
Тропарь 9-го часа: Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас.
Господи, Христе Боже, вкусивший ради нас смерть Своею плотию в девятый час дня, умертви мудрование нашей плоти и спаси нас.
 
Указанные тропари читаются на часах только в Великий пост, а в остальное время читаются другие тропари – праздничные и дневные.
 
Схема часов
 
1. Обычное начало.
2. Три псалма: на 1-м часе – 5, 89, 100; на 3-м часе – 16, 24, 50; на 6-м часе – 53, 54, 90; на 9-м часе – 83, 84, 85.
3. Слава и ныне. Аллилуиа.
4. Тропарь «часа», праздника или святого.
5. Богородичен.
6. От Трисвятого до «Отче наш».
7. Кондак праздника или святого.
8. «Господи, помилуй» (40 раз). «Слава и ныне». «Честнейшую херувим».
9. Молитва «Иже на всякое время и на всякий час».
10. Заключительная молитва к Иисусу Христу.
 
Особое чинопоследование имеют Часы Пасхи, которые на протяжении Свет­лой седмицы заменяют утреннее и вечернее молитвенное правило мирян.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.