Происхождение и значение литургии

Литургия с апостольских времен занимает центральное место среди право­славных богослужений. Во время литургии совершается Святое Причащение – принятие верующими Тела и Крови Христовых.

Слово Литургия на греческом языке значит "общественная служба", так как это богослужение совершается при молитвенном участии по возможности всех членов данной христианской общины. Литургия называется еще Евхаристией – благодарением, так как на ней мы благодарим Бога за Его великие благодеяния, оказанные нам, в особенности за спасение нас через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. У нас литургию называют обедней, вследствие совершения ее в полуденное время и особенно вследствие того, что тело и кровь Христовы, предлагаемые в Таинстве Причащения, называются трапезой и вече­рей Господней. В апостольское время литургия называлась еще "преломлением хлеба" и "Пасхой".

Таинство святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос в великий четверг, на Тайной Вечере, за день до Своей крестной смерти. Прело­мив хлеб, Он дал его Своим ученикам, говоря: "Примите, ешьте сие есть тело Мое, которое за вас предается." Потом Христос взял чашу с красным виноград­ным вином и, воздавши хвалу Богу, подал ученикам, говоря: "Пейте из нее: ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание."

Приобщив Апостолов тела и крови, Господь заповедал им, чтобы и они, по Его примеру, совершали это священнодействие в Его воспоминание до конца веков, с надеждой, что они причащаясь святейшего Его тела и крови, удостоятся быть причастниками Его Царства небесного по Его обещанию, "Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6: 56).

Апостолы, свято исполняя заповедь своего Учителя и Господа, в своих со­браниях проводили время в молитвах, в пении священных песней и в "прелом­лении хлеба" в воспоминание Иисуса Христа, т.е. совершали Литургию.

Еще во времена Апостолов установился и сохранялся между христианами порядок молитв литургии. Самой древней литургией, сохранившейся в пись­менном виде до нашего времени, является литургия ап. Иакова, брата Господ­ня во плоти. В 4-м веке литургия была записана святым Василием Великим, архиепископом Кесарии Каппадокийской, в том виде, как она совершалась в его время. Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, сокра­тил некоторые молитвы литургии св. Василия Великого. Так образовались две литургии: св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, очень сходные между собою. Литургия св. Иоанна Златоуста совершается в течение всего года, ли­тургия же св. Василия Великого – по воскресениям в Великий пост и в некото­рые праздники. Изложение Литургии Преждеосвященных Даров связывается с именами Афанасия Великого, архиеп. Александрийского, и Григория Двоеслова, еп. Римского.

Литургия состоит из трех частей: первая часть литургии, на которой приго­товляется вещество для причащения, называется «проскомидией»; вторая часть, во время которой приготовляются верующие к Таинству, называется «литургией оглашенных»; третья часть, во время которой совершается самое Таинство и верующие причащаются, называется «литургией верных».

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.