Окончание проскомидии

Заканчивая проскомидию, священник кадит святой жертвенник и читает мо­литву, в которой просит Господа принять дары в «пренебесный Свой жертвен­ник», помянуть тех, кто принес дары и за кого они принесены, а самих священ­нослужителей сохранить неосужденными в священнодействии Божественных Тайн. В заключение бывает краткий отпуст.
 
Проскомидия совершается при закрытых царских вратах и задернутой зана­веси, так как рождество Христово совершилось ночью при неведении людей.
 
Схема проскомидии
 
1. Изъятие св. Агнца из первой просфоры.
2. Поставление агнца на дискосе и наполнение чаши вином с водою.
3. Изъятие частиц из прочих четырех просфор.
4. Поставление звездицы над дискосом.
5. Покрытие св. дискоса и потира покровами.
6. Каждение приготовленных Агнца и частиц.
7. Чтение молитвы о принятии св. Даров и отпуст.
 
Символическое и нравоучительное значение проскомидии
 
При совершении проскомидии священные предметы и совершаемые действия имеют следующее символическое значение. Просфора обозначает Пресвятую Деву Марию. Положение просфоры на определенном месте еще ранее ее подавле­ния на жертвеннике обозначает введение Божией Матери в храм Господень и пребывание Ее здесь. Перенос просфоры на жертвенник обозначает путешествие Св. Девы и Иосифа в Вифлеем. Изъятие из просфоры св. Агнца обозначает рож­дение Иисуса Христа от Св. Девы Марии. Жертвенник в этот момент обозначает пещеру, где Христос родился, а дискос – ясли, куда Он был положен. Покровы обозначают пелены, которыми был повит Иисус Христос; звездица – звезду, явив­шуюся волхвам; кадильница и ладан – образы даров, принесенных Христу волх­вами.
 
Но поскольку Христос родился для того, чтобы пострадать за грехи людей и это страдание от вечности уже было предрешено Богом-Отцом, следовательно, в момент вочеловечения или рождения Христа уже предуготовлялся Ему и крест, то Церковь вместе с воспоминанием о рождении Спасителя соединяет воспоми­нание о Его страдании, смерти и погребении. Поэтому-то, воспоминая рождение Спасителя от Девы изъятием Агнца из просфоры, священник крестообразно над­резает Агнец снизу и прободает Агнец копием, что означает распятие Иисуса Христа и излияние Его крови, при чем читаются слова пророка Исайи, проро­чески указывавшие на страдания Спасителя («Яко овча на заколение ведеся…»). В силу такого воспоминания жертвенник обозначает Голгофу, дискос – гроб, а покровы – погребальные пелены Иисуса Христа.
 
Хлеб для проскомидии должен быть квасный, как бы в некотором смысле «одушевленный посредством закваски», «истинно совершенный». Соединение всех частиц вокруг св. Агнца на дискосе обозначает всю Церковь Божью во главе с Господом Иисусом Христом. Каждение знаменует осенение Святого Духа, благо­дать Которого изливается в Таинстве Святого Причащения.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.