Третья часть литургии – литургия верных

Третья часть литургии называется литургией верных потому, что при соверше­нии ее в древности могли присутствовать только верные, т.е. лица, обратившиеся ко Христу и крестившиеся. На литургии верных совершаются самые важные свя­щенные действия, приготовлением к которым служат все другие церковные служ­бы. Во-первых, таинственно-благодатное, силою Святого Духа преложение хлеба и вина в истинное Тело и Кровь Спасителя, и во-вторых, приобщение верующих Телу и Крови Господа, вводящее в единение со Спасителем.
 
Схема литургии верных
 
1.   Сокращенная великая ектения.
2.   Пение 1-й части Херувимской и чтение священником молитвы Великого входа.
3.   Великий вход и перенос Святых Даров.
4.   Пение 2-й части Херувимской и поставление св. сосудов на престол.
5.   1-я просительная ектения («о предложенных честных Дарех»).
6.   Внушение диаконом мира, любви и единомыслия.
7.   Пение Символа веры.
8.   Новое приглашение молящихся к достойному стоянию («Станем добре…»).
9.   Евхаристическая молитва (три части).
10. Освящение Св. Даров (во время пения «Тебе поем»).
11.  Прославление Божией Матери («Достойно есть»).
12.  Поминовение живых и умерших («и всех, и вся»).
13.  Внушение священником мира, любви и единомыслия.
14.  2-я просительная ектения («об освященных честных Дарех»).
15.  Пение молитвы Господней.
16.  Возношение Св. Даров («Святая Святым»).
17.  Причащение священнослужителей и «причастный» стих.
18.  Предпоследнее явление Св. Даров и причащение мирян.
19.  Возглас «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Видехом Свет Истинный».
20.  Последнее явление Св. Даров и «Да исполнятся уста наша».
21.  Благодарственная ектения за Причащение.
22.  Заамвонная молитва.
23.  «Буди имя Господне» и 33-й псалом.
24.  Последнее благословение священника.
 
Символическое и нравоучительное значение литургии верных
 
В 1-й части Херувимской молящиеся побуждаются оставить житейское попечение, чтобы достойно встретить Царя всех. Великий вход знаменует шествие Иисуса Христа на вольные страдания. Поставление св. сосудов № престол означает снятие тела Гос­подня с креста и погребение. Возглас «Двери, двери, премудростию вонмем» напоми­нает, что молящиеся должны закрыть двери своей души для житейских помыслов и приготовиться к духовному созерцанию того, что происходит в алтаре за царскими вратами. Пение же Символа веры является выражением веры вселенской церкви в Воскресение Иисуса Христа. Матерь Божия торжественно прославляется первой пос­ле освящения Св. Даров, потому что Она послужила тайне воплощения и есть первая Ходатаица наша для получения благ Евхаристии. Предпоследнее явление Св. Даров изображает явление Спасителя после Своего Воскресения. Последнее явление Св. Даров означает вознесение Иисуса Христа. Престол знаменует Престол Бога Отца, жертвенник – место сидения Сына Божия одесную Бога Отца.
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.