Рождество Христово

Радуйтесь, ибо Христос родился!

Почему же должен радоваться христианин? Предки наши – главные осно­ватели православия – объясняют нам это, и любящая мать наша Церковь на­учает и наставляет чад своих. Так, в творении одного отца Церкви говорится: представьте себе слепого, которому говорят о солнце, о небе, о манящих цветах, зелени, о волнах, но который лишен возможности насладиться видом всего этого, – и вдруг ему посылается зрение! Можно представить себе, как велик его восторг. Точно так же и рождение Господа. Человек был слепец, которому Спаситель Своим пришествием даровал зрение, даровал надежду на спасение. Другой отец Церкви представляет другое сравнение. Вот, положим, человек трудился и жил хорошо, но как-то впадает он в долги, все больше и больше запутывается и, наконец, чувствует, что все пропало, в нем является уныние, отчаяние, и он уже уверен, что погибает. Но вдруг является ему Тот, о Котором он и помыслить не мог, – Поручитель, Который ободряет его, беседует с ним и, наконец, раздирает рукописание его долгов. Человек ожил, блаженствует. Точно так же и Спаситель пришел в мир и разодрал рукописа­ние долгов наших; кроме того, Он молится вместе с нами, взывая к Отцу Своему Небесному: "Отче, прости им долги их, как и они прощают должникам своим". Да, Спаситель даровал людям свободу, а кто не знает, как важна она для человека! Третий отец Церкви приводит еще сравнение. Он говорит, что вот человек сильный, с крепкими мышцами, он может работать, он может трудиться, но вдруг начинает болеть, болезнь истощает его силы, и он уже не способен к труду; уже ничто его не радует, ничто ему не мило, он со скорбью сознает, что не нужен никому, что лишний. И вот в таком отчаянном положе­нии посылается ему выздоровление, ему посылается свобода.

Приведу четвертое сравнение. У отца есть сын и дочь, которых он проклял; проклятие тяготеет над ними, это замечается во всем, своим присутствием они приносят несчастья повсюду, и проклятие должно было постоянно висеть над ними. Но вот Отец прощает своих преступных детей; более того, прежде он даровал им рай земной, теперь же и небесный, то есть такое блаженство, о котором язык наш немеет, ухо не слышит, око не видит. Как же им не ликовать и не радоваться, когда Спаситель умолил Величайшего из Отцов – Отца Своего Небесного и даровал людям прощение.

Есть и еще сравнение. Человек вдруг совершает преступление, которое отделяет его от всех: у него нет уже друзей, он одинок, все чуждаются его, все бегают от него, – но снимают с него это преступление, дают ему снова жизнь, снова радость. Наконец, последнее сравнение. Человек вовсе порочен, вовсе преступен, ничто уже, кажется, не может поднять его, но Господь не оставляет его. Точно так же и порочное человечество получает прощение от Спасителя.

Каждый, хорошенько вникнув в эти сравнения, вероятно, причислит себя к одному из них, а может быть, душа ваша так наполнится, что вы при прибли­жении сего праздника возрадуетесь радостью всех шести перечисленных лиц и воскликнете: "Слава Богу Отцу, слава Святому Духу, слава Святой Троице, слава Рождеству Твоему Христову!" Будем же славить Господа своею верою и своими добрыми делами.

(Прот. Валентин Амфитеатров)


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.