Сретение Господне

Нынешний день должен быть праздником старости. Если в праздник раду­ется сердце всякого человека, переживая в себе событие жизни Христовой, то в нынешний праздник сердце старца должно особенно радоваться. Пресвятая Дева-Мать приносит в церковь сорокадневного младенца Иисуса, новорож­денную надежду. И вот в душе старца, прожившего весь предел своей земной жизни, уставшего от жизни, наполненной множеством своих и народных испытаний, загорается сильнее, чем когда-либо, надежда избавления. Он дол­го ждал – и наконец дождался.

Жизнь каждого человека – ожидание. Не знает чего ожидает младенец, играющий пред Богом, на лоне своих родителей: ожидает новой радости, про­водив прежнюю радость. Не знает чего ожидает юноша, когда ко всему бро­сается, и все хочет вкусить, и все делать, и всему отдать себя. Не знает чего ожидает муж: ни дело, ни горе,ни наслаждение не принесли ему того, за чем он стремился, но он еще впереди полагает свою надежду, и отбрасывая про­житые дни, захватывает отовсюду депо и горе, и наслаждение, новые надеж­ды и ожидания.

Они ждут – и не знают чего ждут так упорно, во что положили, к чему направили стремления души своей. Приходит старость… и она ожидает еще крепче, еще упорнее. Но – горе старцу, если и он не знает, чего ожидает его усталое сердце! Горе старцу, когда, провожая с грустью прошедший день, он волнуется беспокойством только о том, каков будет завтрашний день, когда и он все еще собирает полупотухшие силы для того только, чтобы захватить и выдержать те же радости и наслажденья, за коими гонится молодость.

Но не такую старость указал Господь, в любви Своей, человеку. Прошла кипучая, деятельная молодость – и не возвратится: всему свое время под небесем. Но благо тому, кто вместо бесплодных слез о прошедшем и греш­ного ропота на настоящее, – обозревая прошедшее свое, говорит: оно мое, оно и есть драгоценный дар Божий; обращаясь к настоящему, гово­рит: здесь покой мой, здесь указал мне Бог место селения, да будет место свято и покой благодатен! В эту минуту узнает человек цену того сокрови­ща, которое собрано для него во всей прошедшей жизни, исполненной да­ров и наказаний Божьих, и благословит Бога за тишину, в которой Бог при конце жизни поставил его, и дал ему великую, благодатную книгу прошед­шего, и указал ему великое дело – Боговидения и самопознания. Тогда, на каждой странице этой книги, откроется человеку смысл всей прошедшей его жизни; тогда он поймет, чего желал, куда стремился, чем волновался, вечно недовольный и вечно жаждущий. И по мере того, как старец станет углубляться в чтение прошедшего, это смутное ожидание чего-то неизвес­тного, какого-то невидимого счастья, превратится у него в тихое и ясное ожидание известного блага, – ожидание Христа Господня… Придет нако­нец день, когда отворятся для старца двери храма, и Дух Господень призо­вет его войти, и встретить Желанного, благословить Бога и сказать: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром".

(К. Победоносцев)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.