Вознесение Господне

Голубое небо простерлось над Иерусалимом и его окрестностями. От ворот городских к горе Елеонской направляется несколько спутников; среди них Тот, Чей Лик так необыкновенно чуден и прекрасен, Тот, от слов которо­го радостно горит сердце… Это сам Воскресший Богочеловек, а с Ним Его малое стадо, друзья и ученики – св. апостолы. Вот и столь знакомая им гора… Пречистые стопы Спасителя в последний раз касаются ее зелени, пре­чистые руки простираются для прощального благословения… В последний раз земнородные созерцают Лик Воскресшего… Величественно отделившись от грешного мира, возносится Он к бесконечному небу… Тогда, поклонив­шись вознесшемуся Господу, возвратилось "малое стадо" в Иерусалим с ве­ликою радостью.

Но что же значит последнее замечание Евангелиста? Разве радость, а не скорбь наполняет обыкновенно сердце человеческое при разлуке с близкими и дорогими? Ведь Христос для апостолов был все: Он их Бог, и Друг, и Учитель. Между тем Он оставил их, вознесся в неведомый, горний мир, а апостолы радуются… Откуда же эта радость в сердцах апостолов? Славное Воскресение Христово и ряд Его бесед с ними, во время неоднократных явлений после Воскресения, возвысили и укрепили их религиозное миросозерцание, уже без прежних недоумений и смущений внимают они словам Воскресшего Учителя. Непоколебимое сознание Его Божественного достоинства, как яркое солнце, оживляет и согревает их внутренний мир. Мрак иудейских превратных ожида­ний, предрассудков рассеялся, надежды и ожидания одухотворились, возвыси­лись. Еще так недавно среди них возможны были затаенные желания преиму­ществ и первенства в предполагаемом земном царстве Учителя, но теперь, с изменением самого понятия о "царстве", исчезли и всякие честолюбивые желания; семья друзей Христовых, таясь в горнице Иерусалимской, благоуха­ет взаимной братской любовью, пребывает в постоянной молитве, благодаре­нии, славословии…

Но эта радость апостолов, как плод бесконечных благодеяний Христовых, не есть исключительное достояние их одних, она ведь – река, текущая в мир, чтобы напоить каждую душу, жаждущую этой радости; религия христианская – религия всеобъемлющая, и бесконечная любовь ее Божественного Основа­теля обтекает все человечество, а потому эти радостные, святые чувства, ко­торыми благоухали души избранников Божиих в день Вознесения, возможны в душах и других последователей Христовых. А наша Божественная Литургия и есть лучшее средство для созидания в нас именно светло-радостного настрое­ния. Вывел Христос из суетного, грешного Иерусалима Своих учеников, среди мирной природы говорит им слово утешения, показывает славное Вознесение Свое… И нас зов церковный отвлекает от хлопот обыденной жизни под святую сень храмов, в мир святых дум и чувств. И, кто глубоко проникается смыслом литургии, тот, оставляя храм, выносит в своем сердце струю тихой, святой радости, подобную радости апостольской, принесенной ими с горы Елеонской в скромную горницу Сионскую, и с любовью приветствует своих близких дома: Бог милости прислал!

(Свящ. Владимир Востоков)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.