День Святой Троицы

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

Этими великими и святыми словами пастыри Церкви начинают обыкновенно все свои собеседования с нами. Но в другие дни слова эти служат только святым загла­вием бесед церковных; а в нынешний день они могут составить сам предмет для поучения. Ибо ныне празднуем мы в честь и славу Пресвятой, Единосущной, Живо-начальной и Нераздельной Троицы.

В едином Боге мы исповедуем трех — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Свято­го. Бог Отец именуется так потому, что Он, будучи неточным началом всего Божес­тва, предвечно родил Сына и предвечно же произвел из Себя Пресвятого Д/ха. Бог Сын именуется так потому, что Он рожден от вечности Отцем из собственного Его Существа, а во времени Он же, как человек, благоволил родиться от Пресвятой Девы Марии. Бог Дух Святой именуется так потому, что Он предвечно издохновен Отцем и Сам одушевляет все сущее, особенно духи и души разумные. Чем отлича­ются между Собою Лица Божества, явствует уже из самого названия их. Бог Отец, по учению Св. Писания, служит началом Сына и Духа, Сам будучи безначален; Бог Сын рождается, но не рождает и не производит Духа; Бог Дух Святой исходит от Отца, но не рождается, и Сам не рождает и не производит. Отечество, сыновство и происхождение, вот три отличительные свойства Лиц Божественных! И вместе с тем это не три Бога, а едино Божество, едино по силе, едино по воле, едино по могуществу, едино по славе и державе.

Трудно, правда, смотреть на солнце, еще труднее взирать на Пресвятую Трои­цу: там теряется зрение, здесь слепнет ум!

И если для разума тяжело поднимать очи горе и зреть свет несозданный в самом его исходе, то пусть бедный и слабый осмотрится хоть вокруг себя. Ибо не напрасно замечено и сказано одним мудрым язычником, что во всем мире сияет и светит Троица. Действительно, в любых, великих и малых, сипах природы Е1идна их тройственность, даже оттенки их тройственны. Пространство тройственно: длина, широта и высота. Время тройственно: прошлое, настоящее и будущее. Движение тройственно: центробежное, центростремительное и вращательное. День состоит из утра, полдня и вечера. Ночь состоит из сумрака, полночи и рассвета. Вещи свойственны: фигура, цвет и тяжесть. А какое из окружающих нас существ не имеет способности рождать и рождаться? Какое, несмотря на свою грубость, не имеет даже своего духа? Везде рождение, везде и дух, как следы и знамения Триипостасного.

Но если Божественная Троица сияет во всем мире, то в человеке, созданном по образу Божию, Она отражается еще с большей полнотою. Наше тело со способ­ностью рождать, наша душа со способностью чувствовать и страдать, наш дух со способностью вдыхать высшее. Божественное и одушевлять низшее, чувственное. Тело человека состоит из костей, плоти и соков. Душа трехчастная: чувства, понятия, желания. Дух наш тройственен: ум, воля и свобода.

Вознесемся же мыслию над всем сотворенным, приблизимся к престолу Трии­постасного и во свидетельство любви и благодеяния к нам пресвятой Троицы прине­сем ей в дар все существо наше. Богу Отцу принесем наше тело, да будет оно ко исполнению пресвятой воли Его; Богу Сыну принесем нашу душу, да воодушевляет­ся она силою креста Его; Богу Духу Святому принесем наш дух, да пламенеет от росоносного дыхания Его. Благо тому, кто еще в этой жизни начал, как воспевает в научение наше св. Церковь, светлеется Тройческим единством священнотайне.

(Иннокентий, Архиепископ Херсонский)


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.