Преображение Господне

Торжествует и радуется христианин, празднуя славное преображение Гос­пода нашего Иисуса Христа, и как много оснований для торжества и радости, и побуждений к ним в преображении Господнем! Тверда, непоколебима, успо­коительна становится и наша вера во Христа, и наша надежда во Христе на блаженство вечное, когда мы переносимся духом на Фавор, и делаемся сви­детелями преображения Христова. Какие незыблемые основания для нашей веры в Господа Иисуса Христа! Преобразившийся на горе не преобразит ли некогда и "уничиженное тело наше, так что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет себе все". Торжествуя при воспоминании этого радостного события, христианин не предвкушает ли радос­тно свое славное преображение в вечности, и потому может ли не предаваться живейшей радости!

В существе, соединяющем в себе две стороны – духовную и телесную, – преображение внешнее происходит не иначе, как в связи с преображением внутренним. Только тогда, когда вследствие собственных усилий человека, или вместе с тем вследствие внешнего влияния, происходит важная перемена в состоянии души его, – когда он успокоительно разрешил для себя какие-либо важные вопросы, долго занимавшие его ум и сосредоточивавшие на себе все его внимание, когда он победоносно окончил борьбу со своими страстями и твердою стопою стал на стезю самоотвержения и нравственного преуспева­ния, когда преобразовал к лучшему господствующее настроение своего серд­ца, – только тогда, когда совершаются подобные важные перевороты, или какие бы то ни было изменения в душе, происходят более и менее важные перемены и вовне, во взоре лица и во всем человеке. Постоянный опыт свиде­тельствует, что именно по этому закону совершается естественное преобра­жение человека. Именно за преображением внутренним следует обыкновенно преображение внешнее. Вял и тусл взор человека, и весь человек, когда пора­жены слепотою, или смежены очи ума его, когда он вовсе не понимает тва­рей, окружающих его, и не знает Творца своего. Мрачен взор человека, весь человек, когда мрачно настроение ума его, когда везде и все для него – мрак, зло. Но просветляется умственный взор человека, начинает он понимать и познавать Творца и тварь, и приобретает убеждения ясные, успокоительные: вместе с преображением ума преображается и весь человек: светлеет снача­ла его взор, светлеет вместе с ним и весь человек. Мрачен, как туча, взор человека в состоянии гнева, ненависти, зависти; мрачен, как ночь, взор челове­ка, овладеваемого отчаянием, проводящего жизнь свою в злодеяниях, предан­ного пороку. Но сделается на душе у него ясно – постарается человек стя­жать кротость, благодушие, мир, любовь, радость, оставить порочную жизнь, и начнет вести жизнь добродетельную; – сделается ясным и взор человека, преобразится вместе с ним и весь человек. Так внешнее преображение чело­века естественное находится в связи и соответствии с внутренним его преобра­жением. По тому же, в известных отношениях, закону совершалось и преоб­ражение Христово; по тому же закону происходит благодатное преображение и каждого христианина.

(Архиепископ Павел Казанский)


Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.