Успение Пресвятой Богородицы

Празднуем ныне успение Пречистой Владычицы Богородицы, или блаженный исход Ее из этой жизни. Исход Ее напоминает нам о нашем исходе, наш исход — о нашем входе в жизнь эту. Так воображаются в уме нашем две двери: одна дверь стоит в начале нашего жития — это дверь рождения, а другая дверь в конце — это дверь смерти. Между ними движется до бесконечности разнообразная жизнь человеческая. Подымитесь мысленно над всем этим — и вы не можете удержаться от вопроса: что значит все это? Многие теряли ум, решая этот вопрос. А святая вера решает его просто, давая, однако же, нам самый полный — успоко­ительный ответ. Она говорит, что земная жизнь наша есть начало бесконечной жизни и необходимое средство к приобретению вечного блаженства. В каком бы виде жизнь ни являлась на земле, всякая ведет к этой цели, если только живущий будет внимать себе. Остановимся на этой мысли: жизнь дана нам, чтобы очистить­ся и трудом доброделания заслужить вечное блаженство. Трудись, работай Господеви по силе, и труд твой во времени будет оплачен тебе блаженством вечности. Но что могу я сделать, — скажет иной, бедный, больной, безвестный. В том-то и утешение, что какова бы ни была жизнь, как мало вещественных средств ни представляла бы она, всякий может творить дела, ценные пред очами Божиими и достойные награды в вечной жизни.

Ценность и достоинство дел Господь определяет возможностью творить их, или состоянием человека и расположением, с какими они творятся. За тем и определен такой необъятный круг доброделания — дело, слово, помышле­ние. Не можешь делом делать добро, сделай его словом; не можешь словом, делай его помышлением. Все определяется силами, которые даны от Бога на добро. Почему и заповедано: твори по силе. Надо только понимать — по всей силе, — чтобы не было поблажки лености и своекорыстию.

Есть мудрецы, которые изо всех сил бьются, чтобы уравнять людей. И никогда, конечно, этого не достигнут. А Господь — Промыслитель без труда уравнивает их, но не состоянием, а плодами дел и оценением их. Он и счастли­вого меньше оценит, когда тот не вполне обращает свои широкие средства на добро, а живущего в низкой доле поставит выше его, если он свои тесные способы обращает все во славу Божию. В этом едином законе промышления Божия все утешение наше. Восприими всякий мыслию и сердцем этот закон и благодушно трудись в кругу своем, не смотря на то, каков тот и каков этот. Себе смотри под ноги и всякий встречающийся случай обращай на добро. Трудись, и Господь не забудет труда твоего малообъятного, наравне с труда­ми обширными. Хоть бы ты не имел ни рук, ни ног и валялся где-нибудь в невидном углу, и то не заграждает тебе входа в блаженство; только не торгуй собой, терпи благодушно и благословляй Бога.

Таковы намерения Божий в устроении разнообразной участи нашей на зем­ле! Осознав ценность всякого нашего положения на земле пред очами Божь­ими, и успокоясь всецело относительно временной своей участи в воле Божией, будем благодушно идти путем определенной нам жизни, заботясь только о том, чтобы сделать все добро, ожидаемое от нас Господом, не пропуская ни одного случая, и Милосердный Господь воздаст нам по всей широте нашего усердия в работании Ему не стесняясь долею, которая выпала нам здесь на земле.

Благослови, Господи, всем настроиться так. Аминь.
 

(Феофан, епископ Тамбовский)

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.