Основы православной семьи

Аз и дом мой служити будем Господеви, яко свят есть (Иис. Нав. XXIV, 13).

Служить Богу в семействе — значит стараться о прославлении Его всеми действиями в семейном быту, заботиться о том, чтобы каждый член семейства жил не для себя, но для Бога. А как много между христианами людей, кото­рые служат только себе и своему семейству, а не Богу!

Служить Богу в семействе — не значит только подчинять Ему все свои жела­ния: нужно еще совершать в своем доме должное богопочтение. Богопочтение это бывает двух родов: сперва молитва или служение Богу частное; а за тем вся вообще жизнь, возведенная чрез Евангелие до высоты непрестанного богомыслия.

Возможно ли, чтобы христианское семейство не составляло домашней цер­кви? Восхитительны эти благословенные минуты, когда родители и дети соеди­няются пред Богом в одной молитве для получения от Него прощения и помо­щи или милостей! Не тогда ли скрепляются между ними священные узы, рассе­иваются ложные впечатления, зарождаются добрые намерения? Нужно скор­беть о тех семействах, которые не знают этих минут, которые не начинают каждого дня домашнею молитвою.

Впрочем, домашнее богопочтение будет иметь истинную пользу только тогда, когда будет в связи с другим служением, которое обнимает все наше существование. Служить Богу в своем доме — значит чрез всю семейную жизнь проводить христианские начала, т.е. тщательно наблюдать за действия­ми всех членов семейства, чтобы они были достойны имени христиан, устра­нять все, что может быть соблазном для окружающих, всегда заботиться о славе Божией, сознавать, что нам поручены юные души для руководства в благочестивой жизни и, если есть какой-либо член семейства, еще не утвер­жденный в вере, на нем сосредоточить все свои заботы и усилия, со всею участливостью и теплотою любви.

Служа Богу в семействе, необходимо еще служить Ему чрез семейство. Пределы нашей деятельности христианской не ограничиваются стенами нашего жилища. Хорошо служить Богу в семействе, но еще лучше, если наше семей­ство распространяет благодетельное влияние на посторонних людей. А оно непременно это может делать, если является истинно христианским благочес­тивым семейством, жилищем света: оно распространяет вокруг себя приятное и ясное сияние; оно согревает холодные сердца; оно делает достаточным имя Господа Иисуса Христа; оно заставляет чувствовать сладость жизни христианс­кой. Но к этому влиянию нужно присоединить более прямое действие, т.е. семейство христианское должно быть открыто для всех скорбных и одиноких, увлекая потоком своей любви и благочестия столько душ, сколько возможно.

Дух благотворительности и гостеприимства составляет украшение и сбере­гает счастие семейной жизни. Отнимите этот дух, что вы там увидите? Радости кратковременные и смутные, сухость под видом привязанности, иногда страсть; но никогда не заметите любви спокойной и глубокой, не умирающей; часто увидите раздражение, ссоры, случаи пресыщения удовольствиями, потом из­неможение, скуку и неудовольствие — одним словом, самолюбие более или менее утонченное, скрытное, удерживающее благородные порывы и распрос­траняющееся, подобно тусклому туману, над пустым и поблеклым существо­ванием. Напротив, благотворительность обогащает нас чрез самые лишения. Вы пожертвовали какими-либо удовольствиями или выгодами в пользу ближне­го, — и благословение Божие распространяется над вами, как ясное небо над прекрасною страною. Вы согласились свои привязанности подчинить любви к Богу, — и с этого мгновения вы стали истинно любить. Вы отказались от мира и его похотей, — и благочестие распространило в вашей внутренней жизни не­бесный свет, который усиливается по мере того, как вы возвышаетесь.
 
Из книги свящ. А. Рождественского
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.