О необходимости чтения утренних и вечерних молитв

Одна из самых важных книг для православного христианина— молитвослов. В начале его помещены утренние и вечерние молитвы, которые христианин должен неукоснительно читать ежедневно.

В утренних молитвах православный человек выражает свою радость, обра­щаясь к Богу сразу же, «востав от сна». Одновременно он осознает свое падшее состояние и просит: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс. 50, 3); исповедует православную веру, читая Символ веры. Затем он ис­прашивает благословения на предстоящие в течение дня труды, просит Бога укрепить веру, «да не убо похитит мя сатана, и похвалится. Слове, еже отторгнути мя от Твоея руки и ограды»; обращается к ангелу-хранителю с молитвой о покровении: «Не даждь места лукавому демону обладать мною насильством смертнаго сего телесе»; в последней молитве, обращенной к Пречистой Деве, просит избавить его от различных скорбных обстояний «и от всех действ злых».

В вечерних молитвах верующий человек обращается к Богу с молитвой «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Он просит у Бога помощи, чтобы побо­роть «враги плотския и бесплотныя», молит Его: «Господи… всю сатанину детель отжени от мене», «покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи». Взывает христианин и к ангелу-хранителю: «От всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя». Предстоящий сон на­водит на размышления о смерти: «Не ужели мне одр сей гроб будет?» И, благодаря Бога за прошедший день, православный человек испрашивает мир­ный сон в предстоящую ночь, исповедует свои грехи и молится «о расточении злых духов»: «Избави мя настоящаго обстояния бесовскаго…»

Таков вкратце смысл утренних и вечерних молитв, ежедневно творимых христианином. Составили их великие православные подвижники и богословы: преподобный Макарий Великий, святитель Василий Великий, преподобный Антиох, святитель Иоанн Златоуст, преподобный Петр Студит, преподобный Иоанн Дамаскин. Первоначально молитвы были написаны на греческом языке, а за­тем, в свое время, переведены на церковнославянский. На этом священном языке наш народ из поколения в поколение беседует с Богом.

Памятуя слова Христа Спасителя: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18, 20), мы, по крайней мере, раз в день должны совершать совместную молитву всей семьей, когда один читает, а все осталь­ные молятся. Семья в православном понимании — это домашняя Церковь. В ней начинается воспитание будущего поколения, закладываются основы духов­ной жизни подрастающих детей. То, что получат в семье, они пронесут затем через всю свою жизнь.

Молитва есть общение человека с Богом, пища для души. Предположим, что с сегодняшнего дня верующий человек перестал молиться. Изменений в своей жизни он не заметит: по-прежнему жизнь идет своим чередом, полна забот и суеты и требует от человека все больше сил. Но если мы посмотрим с расстояния десятков лет, т. е. нескольких поколений, то увидим явные изменения.

Попробуем сравнить жизнь человека прошлого столетия с нашей совре­менной жизнью.

В те времена жизнь и быт семьи, состоявшей из верующих людей, были построены на молитве. Все вместе молились, вместе трудились, вместе ходи­ли в храм, соблюдали церковные традиции. Жизнь в семье созидалась на вере в Бога, любви к Церкви и духовенству, уважении к старшим. При этом не было острой «проблемы поколений», «проблемы отцов и детей».

В наше время, в результате активной атеистической пропаганды, различных социальных изменений и т. д., человек перестал молиться, утратив веру в Бога. Весь смысл бытия сосредоточился в заботе о материальной стороне жизни, о «земном царстве». Но материальные ценности и приземленные идеалы, ли­шенные духовного содержания, стали терять свою притягательность, а с утра­той смысла жизни началось разложение человеческой личности, семьи, да и всего общества в целом.

Приведем такой пример. Можно с уверенностью говорить, что по сравне­нию с прошлым веком медицина сделала большие успехи в служении здоровью человека. Но правомочен вопрос: стал ли человек от этого здоровее? Вряд ли.

Оказывается, забвение духовных проблем и сосредоточение внимания только на проблемах тела ведет к общей дисгармонии. Люди стали чаще болеть, появились новые болезни, другие приняли массовый характер. Подчас недуги наваливаются на людей совершенно неожиданным образом. Усилились аллер­гии, внутренний мир человека стал более агрессивным, подверженным влия­нию гневливости, раздражительности. Это объясняется просто: человек не имеет духовной защиты, благодати и помощи Божией в борьбе с духами злобы под­небесной, о чем говорится в молитвах.

Положение усугубляется еще и потому, что в духовной жизни не бывает пус­тоты. Лишившись поддержки светлых сил, целые поколения оказываются во власти сил темных. Более того, в поисках выхода при разрешении житейских проблем, проблем здоровья и других проблем, современный человек сам обращается к помощи различных "благодетелей" и "целителей". И, подобно снежному кому, число "нетрадиционных" лекарей растет соответственно спросу, да и способнос­тями они превосходят один другого. Средства, которые они предлагают, кажутся современному человеку более легкими и способными принести пользу. Но прохо­дит какое-то время, и человек убеждается в том, что его состояние ухудшилось. И только дойдя до этой черты, люди вспоминают наконец о Церкви.

В наших храмах мы видим соборную молитву, когда во время богослуже­ния молятся вместе все собравшиеся верующие. Сохраняется и индивидуаль­ная молитва: в трудных обстоятельствах человек вспоминает о Боге и обраща­ется к Нему. Наиболее же пострадала у нас молитва семейная. Между тем, семья и молитва — явления, которые тесно переплетены между собой: "забо­лела" семья — прекратилась молитва в ней; прекратилась молитва — "заболе­ла" семья. Сейчас много говорят о необходимости возрождения духовности. Возрождать ее нужно в каждом человеке и в каждой семье. Современное общество можно сравнить со стеной, сложенной из мягких, рассыпающихся кирпичей. До тех пор, пока у нас не будет возрождена здоровая христианская семья, общество будет болеть. Семья должна строиться на молитве, тогда будет единство и во всем остальном. Между тем, наше нынешнее состояние таково, что очевидные некогда вещи теперь нужно доказывать.

Ежедневная молитва представляется современному расцерковленному со­знанию долгой, нудной и скучной, не говоря уже о постоянной нехватке време­ни. Любят при этом оправдываться тем, что не были приучены родителями в детстве, не заложено с самого начала…

Между тем, "Царство Небесное силою берется" (Мф. 11,12), т.е. нужны определенные и постоянные усилия, труды, подвиги, молитвы, добродетели. Как тело наше требует еды и питья по нескольку раз в день, точно так же нуждается в постоянной духовной пище и наша бессмертная душа.

Возрождение духовности заставляет возвратиться к нашим православным истокам, сделать их составной частью повседневной жизни. Первый шаг в этом направлении — обращение к Богу с молитвой в начале и в конце дня. Возмож­ность для этого есть: православные молитвенники издаются сейчас немалыми тиражами и доступны всем желающим. Вспомним, что еще некоторое время назад верующие должны были переписывать молитвы от руки.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.