Атмосфера христианского дома

"Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5, 17). На доме почивает благословение, когда все дела в нем совершаются с молитвой. Пища, приготовленная с любо­вью и молитвой, сообщает благословение Божие всем вкушающим от нее. Одеваясь, можно молиться: "Одей мя Твоею праведностию, Господи". Входя и выходя из дома: "Благослови моя входы и исходы, Господи". И множество подобных кратких молитв на все случаи. Принято также осенять себя крестным знамением и молиться перед началом всякого путешествия.

Привожу еще выдержку из Св. Иоанна Кронштадтского:
"Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола, и усвоении ея Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа" и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою; моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся; надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже; обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа говоря: дух прав, Господи, обнови во утробе моей: отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ея, думай об отложении с боль­шим пренебрежением ветхаго человека, греховнаго, страстнаго, плотскаго; вку­шаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам — о Теле и Крови Христовой и алкай этого хлеба, т.е желай чаще его причащать­ся; пьешь воду или чай, или мед сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимыя страстями, — и о пречистой и животворящей крови Спасителя; отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подви­завшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправда­ми человеческими или невежеством и грубостию человеческою; спать ли ло­жишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные; встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом — паче нынешнего солнечнаго дня — дне царствия небесна-го, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаяв­шиеся Богу в этой временной жизни; идешь ли куда, думай о правости духовнаго хождения пред лицем Божиим и говори: стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие; делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслию о Боге Творце, все соделавшем безконечною премудростию, благостию Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подо­бию Своему; деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай что сокровище наше неистощимое, от коего все сокровища души и тела, источник приснотекущий всякаго блага — есть Бог, вседушевно Его благодари и не заклю­чай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце безценному и живому Сокровищу — Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нужда­ющимся, нищим братиям своим, которые для того оставлены в этой жизни, что­бы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности; видишь ли белый блеск, т.е. серебро, не прель­щайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Хрис­товыми душа твоя; видишь ли златый блеск, или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато огнем очищенное и — что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды — Бога в Трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу и вся Небесныя Силы, и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием".

Находясь дома, мать гораздо свободнее может молиться, хотя бы она была и очень занята, чем кто-либо на работе вне дома. Вообще, работающая мать должна идти на то, чтобы работать вне дома, только по действительно веским причинам, и не теряя при этом чувства, что ее первейшей обязан­ностью остается семья. Ее заработок должен быть действительно необходи­мостью для семьи. В некоторых случаях может быть и психологически необхо­дим некоторый отдых от постоянного сидения дома, но это не значит, что мать должна стремиться к карьере. Присутствие матери дома благотворно влияет на дух семьи; это хорошо выражено пословицей: "Мать дома — как сердце на своем месте". Духовная роль матери в семейном "организме" важнее любого финансового подспорья, которое она может доставить; и ее место в структу­ре семьи невосполнимо, особенно в современной семье, состоящей из отца, матери и одного ребенка.

Иногда родители жалуются, что они слишком заняты или устают, чтобы выполнять молитвенное правило. Однако каждому по силам периодически (на­пример, каждый час или полчаса) произнести один раз, медленно, всем своим существом, выбросив все постороннее из головы: "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго(ую)". Напряженность молитвы, хотя бы и такой коротенькой, произодит то, что ощущение молитвенного состояния и присутствия Божия сохраняется долгое время, даже при большой занятости; некоторые могут так и пребывать в этом молитвенном состоянии до времени произнесения очередной молитвы.

Иные говорят, что забывают о Боге, когда выходят из церкви. Сама христи­анская семья должна быть "малой Церковью" (Св. Иоанн Златоуст). Дом до­лжен быть освящен священником, в нем должны быть иконы и можно воскуривать ладан. Иногда может помочь слушание духовной музыки. С другой сторо­ны, не следует строго избегать всех картин, кроме икон, всякой музыки, кро­ме церковных песнопений, и всех разговоров на "мирские темы" с нашими домашними друзьями. Гораздо важнее постараться в сердце хранить дух мо­литвы и память о Божием присутствии. Каждое утро можно просить: "Господи! Если я забуду Тебя — Ты не забудь меня!" или: "Господи, сохраняй детей моих, даже когда они не будут помнить о Тебе!"
 
Из брошюры "Мысли о детях в Православной Церкви сегодня" сестры Магдалины

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.