Семья православного христианина

Пастыри Церкви нередко слышат от вас, благочестивые слушатели, такой ответ: "Где уж нам спастись, батюшка! Вот какбы мы жили в монастыре или в пустыне какой, — другое дело. А тут иной раз и хочешь помолиться, хочешь подумать о грехах, да некогда: либо на поле зовут, либо домашние дела надо справлять. Далеки мы, грешные, от спасения! — Трудно нам спастись в мире!"

А я вам говорю, благочестивые слушатели, что и вы так же близки к спасе­нию, как и те, которые живут в монастырях и пустынях. И вам есть возмож­ность пещись о душе своей, как и тем, которые всю жизнь свою посвятили на служение одному Богу. Ведь не дела житейские губят нас, а вера и добрые дела. Конечно, в мире больше соблазнов и препятствий ко спасению, нежели в монастырях и пустынях; но чем труднее борьба, тем славнее победа; чем опаснее подвиг, тем блистательнее венцы. Не трудно быть постником при не­достатке пищи и пития, но славно воздержаться от объядения и пьянства, когда в обилии предлагается яствие и питие. Не мудрено быть нестяжательным тому, кто не обременен семейством; но удивительнее видеть безсребренника, когда у него есть жена и дети.

Есть общая стезя, по которой Бог ведет всех христиан к Царству Небесно­му: это — жизнь христианская. Но этой общей стези каждая душа может достигнуть не иначе, как по своему пути частному или особенному, который открыт ей в первоначальных обязанностях. Эти обязанности начинаются в се­мействе; наконец, достигая своей цели, образуют истиннаго христианина, совершеннаго человека, плодоносную ветвь Христову.

Итак, если и в этой жизни, и за пределами ее желаете иметь благополучие, то будьте благочестивы, то есть во славу Божию исполняйте обязанности, ка­кие, сообразно вашему возрасту или званию, Господь возложил на вас в до­машнем обществе. Это благочестие столько же для вас нужно, как чистый воздух для вашего дыхания.

В настоящий день обращаю слово мое к вам, христианские супруги, мужи и жены, отцы и матери семейств, и намерен побеседовать с вами о ваших обязанностях.

Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам сперва о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а от­сюда — и семейная жизнь, установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. "И сотвори Бог человека, — сказано в слове Божием, — по образу Божию сотвори их, мужа и жену сотвори их: и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю" (Быт. 1, 27, 28). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: "оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут двое — одна плоть". Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, Он сам благо­волил быть с пречистою Материю Своею и учениками на браке в Кане Галилей­ской, как то читается, если помните, в св. Евангелии при венчании. Но будучи установлен Богом, еще в раю, подтвержденный Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то объяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое — муж и жена — будут одна плоть, прибавляет: тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви. Заметьте, братие: тайна сия велика! учит слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святый.

То союз — не только внешний, телесный, но прежде всего — духовный: союз двух сердец, душ, составивших как бы одну душу, одну жизнь, одно существо. И вот что значат слова: будут двое — одна плоть, т.е., как одно существо, как бы одно лице. Для чего такой союз? Для того, чтобы чрез такое соединение двух душ, двух жизней в одну жизнь, общая эта жизнь была полнее, богаче, лучше, чтобы то, что есть лучшего в муже, сообщалось жене, а что лучшего в жене, усвоялось мужу, словом, чтобы, живя в тесном и неразрывном союзе, супруги тем успешнее трудились для своего усовершения духовного, счастия на земле и спасения на небе. Этому-то учит и слово Божие, когда говорит, что муж может святиться, спасаться чрез жену, а жена — чрез мужа. Вот — та высокая цель, которая прежде всего освящается для супружеского союза в таинстве брака! Вместе с тем освящается и другая цель этого союза — благословенное рождение и христианское воспитание детей для умножения царства Божия, т.е. общества верующих во Христа и спасающихся чрез Него.

Теперь, если вы поняли, братие, высокое и священное значение супружес­кого союза, то вам уже не трудно уразуметь и важные обязанности христиан­ских супругов. Первая обязанность — взаимная любовь. Она должна быть са­мым началом, основой супружеского союза. Из нее должно выходить и сво­бодное согласие жениха и невесты на вступление в этот союз. Об этом согла­сии и спрашивает Церковь при венчании. Вот почему нехорошо делают те ро­дители, которые иногда устраивают женитьбы своих детей против их воли, даже без спросу у них. "Поживется — слюбится", — говорят при этом. Бывает и так, но очень не редко бывает и наоборот. Но служа основою согласия на супружество, любовь еще крепче должна быть в самой уже супружеской жизни. С летами она должна не слабеть, а расти, крепнуть, постоянно одушевлять супругов, их взаимный союз, подобно тому, как любовь составляет основу союза Христа с Церковью!

Храня взаимную любовь, верность, христианские супруги обязываются за­ботиться друг о друге, как бы каждый из них заботился о себе самом, — обязываются помогать друг другу во всех трудах и попечениях житейских, не разделяя трудов и забот на мои и твои, — обязываются утешать друг друга в горести и несчастии, сорадоваться друг другу в счастии, подавать друг другу советы, друг друга предостерегать, и, что всего важнее, обязываются утвер­ждать друг друга в истине и добродетели, молиться не только друг за друга, но и друг с другом и, так сказать, общими силами соделывать свое спасение.

Кроме исчисленных общих обязанностей, есть у христианских супругов и другие обязанности — частные, из коих одни более относятся к мужу, а другие к жене. Какие это обязанности? Муж есть глава жены, говорит св. ап. Павел, как и Хрис­тос — глава Церкви, и вместе Спаситель тела. Отсюда, как глава управляет телом, печется о нем, бережет его, защищает его и проч., так точно и муж есть главный распорядитель и управитель в доме, и его первейшая обязанность — беречь, хранить и защищать жену, как свое собственное тело; его прямой долг — трудами своими доставлять содержание как ей, так и всему семейству. С такою сердечной заботливостью о жене не совместна никакая грубость, суро­вость, в которой может вызвать мужа перевес в нем силы пред женою.

Какие же особенные обязанности жены пред мужем? Жены! Своим мужь­ям повинуйтесь, как Господу, потому что муж есть глава жены, говорит тот же св. апостол. Отсюда особенная обязанность жены состоит в повиновении свое­му мужу. Св. Апостол присовокупляет даже, что "жена да боится своего мужа" (Ефес. 5, 33). Но христианские супруги не должны здесь думать, что жена должна повиноваться мужу, бояться его, трепетать пред ним, как раба, как подданная, как невольница. Так было только у народов поганых, неверных, или язычников. У нас, христиан, повиновение жены мужу должно быть не рабское, порождаемое страхом немилости мужа, как господина, а свободное, сердеч­ное, порождаемое любовию к мужу, как наилучшему другу жизни. Каждая добрая жена непременно сознает, что она без мужа — слабое творение, что муж — ее защита и опора, что он всегда — опытнее и предусмотрительнее ее; вследствие сего она всем сердцем вверяется его руководству, охотно слу­шает его благие советы, с любовию повинуется его добрым распоряжениям и приказаниям; она старается угождать ему и постоянно носит в душе опасение, пожалуй, скажем страх, как бы не оскорбить чем-нибудь своего любимого друга, самого надежного руководителя, покровителя и защитника. Такою покорностию, кротостию, вообще добрым нравом, примерною жизнию, жена может сделать пользы, добра себе, мужу, всей семье гораздо более, чем, например, упрямством, ворчливостью, хитростию. Кротким, добрым нравом и житием жена может переделать худо на добро, исправить мужа.

И всегда много было и бывает примеров, что старанием доброй, кроткой, терпеливой и разумной жены муж отставал от дурных нравов, навыков, напри­мер, пьянства, мотовства, драчливости, распущенности, делался порядочнее, умереннее, набожнее и т.п. Если же тебе, супруга, нет надобности исправлять мужа, то чем он достойнее, тем более старайся быть достойною его, подра­жать, особенно же быть помощницею ему. Этот главный долг указан Самими Богом пред созданием жены первому человеку. "Не добро быти человеку единому, сказал Бог, сотворим ему помощника по нему". Потому-то долг каждой жены — помогать мужу в его трудах и заботах, смотреть за домаш­ним хозяйством и постоянно заботиться о том, чтобы искреннею любовию и нежной внимательностью к мужу услаждать его домашнюю жизнь так, чтобы он в ласках и внимательности к себе со стороны подруги своей жизни находил успокоение от своих трудов и забывал тяжесть их.

Но, любя друг друга, заботясь друг о друге, трудясь, и, так сказать, живя друг для друга, не забывайте, христианские супруги, что более всего должны вы любить Бога, жить для Бога и своего спасения. Есть опасность, что среди обыденных семейных забот, попечений вы можете забывать о Боге. Об этой опасности напоминает и слово Божие, когда, указывая превосходство жизни девственной, посвященной Богу, пред жизнию супружеской, говорит: "неже­натый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… Незамужняя заботится о Господнем, как уго­дить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу". Но постарайтесь, христианские супруги, удалить такую опасность. Это возможно. Можно и живя в супружестве достигнуть такой же и даже высшей праведности, как и живя в девстве, в строгих подвигах отшельничества.

Заметьте, жены и мужья, что семейные обязанности, заботы не поме­шают вам, если только захотите быть людьми благочестивыми, праведны­ми, быть в числе угодников Божиих. В житиях святых есть множество при­меров святых Божиих, живших в мире, христианских мужей и жен. Там же видим много примеров и на то, как христианские супруги помогали друг другу упражняться в добрых подвигах благочестия, молитвы, покаяния, са­моисправления, в делах милосердия, благотворения и других, словом — общими силами соделывали свое спасение. Чем живее была взаимная лю­бовь их, тем шире и сильнее была общая любовь их к небесному жениху каждой христианской души — Господу Иисусу Христу!
 
Из книги свящ. А. Рождественского

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.