«Путь к совершенной радости»

Мы знаем, как Господь любил детей. Своим апостолам Он повелел не ме­шать детям приходить к нему. Не будем же и мы преградой для получения нашими детьми вечно текущей Божией благодати. Будем как можно чаще при­носить их ко Христу.

Сколько можно часто причащайте детей Святых Христовых тайн, — совету­ет епископ Феофан Затворник. Поэтому причащать младенцев нужно во время каждой литургии, на которой могут присутствовать родители и по возможнос­ти не реже как каждый праздник и воскресение.

Благодать причащения Тепа и Крови Господа необычайна: она возвращает, исцеляет и укрепляет ребенка духовно и физически. Поэтому частое причаще­ние ребенка — залог его духовного и телесного здоровья.

По обычаю церкви, начиная с 4-х лет, младенец уже не должен с утра вкушать пищи или питья до Причастия. В возрасте семи лет младенец становит­ся отроком и считается уже ответственным за свои поступки. С этого времени духовная одежда его начинает покрываться греховными пятнами.

Хорошая привычка — это духовный капитал, процентами с которого можно жить в течение всей жизни. И если ребенок с детства привыкнет испрашивать себе прощение за вину вначале перед родителями, близкими, а с семи лет также и на исповеди — то душа его сохранится чистой на всю жизнь. С того момента, как ребенок научился писать, следует приучать его записывать свои грехи, чтобы исповедь была цельной и содержательной.

Начиная с отроческого возраста, дети могут причащаться (и исповедываться) реже, но, по возможности, не реже чем один раз в месяц, а также по большим праздникам. Эта норма была заповедана преподобным Серафимом дивеевским сестрам.

С первым пробуждением сознания, т.е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как источнике жизни, всех благ и добра и начать учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова — хвала Творцу ("Слава Тебе, Господи, слава Тебе"); первая беседа — молитва — приношение Богу в положенной мере своих славословий и прошений; первое вкушение в течение дня — это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба — просфора, антидор, артос.

При возрастании ребенка первым его чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник — Божий храм.

Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении домашних молит­венных правил; в вознесении к Богу кратких молитв в течение всего дня и в посещении церковного Богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.

Обычно дети начинают учиться молиться с "Богородицы". И это правильно: Матерь Христа — Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка "мама" и "папа", так и первые беседы его с Богом должны составляться из "Богородицы" и "Отче наш". Одновременно следует приучать его молиться за близких.

Вместе с началом молитвы должно учить ребенка крестному знамению. Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками. Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение у них было широким, неторопливым и делалось тщательно.

С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Преподобный Серафим учит мирян совершать правило три раза в день — ут­ром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть слишком обременен­ных трудом и имеющих мало времени, это правило заключает в себя: три раза "Отче наш", три раза "Богородице" и один раз "Верую".

Для отроков, вполне овладевших грамотою, для утра и вечера могут быть взяты установленные церковью утренние и вечерние правила, а для середины дня оставлено правило преподобного Серафима. Последнее, по указанию пре­подобного, должно читаться хотя бы среди бела дня, на ходу, если невозмож­но выбрать днем времени для уединения.

Совершение утреннего и вечернего правила потребует от детей при нето­ропливом чтении около 10-15 минут для каждого правила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже указывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка.

В первые века христианства молитва в семье была общей, и на нее собира­лись все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее прави­ла сделать общими для всех членов семьи.

Чтение правила можно поручить подросшим детям, чтобы они принима­ли в молитве живое участие. Если взрослых детей несколько, то каждый из них читает в очередной для него день. Родители при этом должны научить детей правильному и внятному чтению и следить за тем, чтобы оно было неторопливо.

С отроческого возраста необходимо приучать и к поклонам — поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве: усилиями тела дополняются слабость внимания и нечувствие сердца. Обычай коленопрекло­нения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманс-ком саду "пал на землю и молился" (Мф. 14, 35). Поэтому коленопреклонение во время молитвы существует с времен первых христиан.

Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве, приучая детей стоять прямо и со взором, устремленным на иконы.
Платье молящихся должно быть также в порядке. Внешняя собранность помога­ет и внутренней. Древние христиане тщательно подготовляли себя к молитве и считали необходимым перед нею мыть свои руки: они живо переживали чувст­во, что являются перед лицом Небесного Царя и нельзя предстать перед Ним со следами небрежности и нечистоты, как с внутренней, так и с внешней стороны.

Очень хорошо общее правило заканчивать совместным пением таких, на­пример, молитв, как "Заступница усердная", "Под Твою милость", тропарей семейных святых и т.п.

Чтобы оживить усердие детей к молитве, хорошо рассказывать им о тех случаях, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождаясь иногда чудесами.
Такой случай был, например, в детстве с преподобным Алек­сандром Свирским. Ему, как и преподобному Сергию, не давалась грамота. Это сильно огорчало его.

Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: "Встань, ты получил чего просил". С этого времени он легко стал понимать книжную мудрость.

Помимо утреннего и вечернего правила детям следует заучить ряд молитв для чтения при различных случаях в течение дня. Сюда относятся молитвы перед едой и после нее, перед учением и после него, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарение за благодеяния Божий, тропарь своего свя­того. Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить псалмы "Живый в помощи Вышнего" (Пс. 90) и "Господь просвещение мое" (Пс. 26).

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего воз­раста брать его в церковь на Богослужения. Он не будет тяготиться, если привыкнет с детства бывать на них от начала до конца. Для отроков необходи­мо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Христианская семья первых веков молитве посвящала ночи.

Придя из церкви, детям надо объяснить то, что они не поняли из слышанно­го. Мать Задонского затворника Георгия имела обыкновение по возвращении домой из церкви спрашивать сына, какое Евангелие читали за литургией. Она ласкала мальчика, когда видела из его ответов, что он был в церкви внимате­лен и слегка наказывала за невнимание.

Кроме праздничных дней, детям надо посещать службы Страстной и Свя­той недель и Богослужения в дни своего Ангела, своего рождения и семейных событий (похорон, крестин и т.п.). Сюда следует добавить посещение церкви перед началом учения, молебнов и т.п. Ребенок должен сродниться с Богослу­жебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы церкви.

Господь учит нас постоянной молитве. "Непрестанно молитесь…" — пишет и апостол Павел. Кроме непрестанной молитвы мы приблизиться к Богу не можем, — говорит преподобный Исаак Сириянин. Поэтому недостаточно толь­ко исполнения домашних правил и посещения Богослужений. И себя, и детей мы должны, по заповеди Спасителя, приучать к непрестанной молитве. Как это сделать? Вот что советует епископ Феофан Затворник:

Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: "Благослови, Господи", кончаешь дело — говори: "Слава Тебе, Господи" и не языком только, но и чувством… Так и во всяком случае. Или просто почасту повторяй: "Господи, помилуй", "Владычице, Богородице, помилуй мя", "Анге­ле Божий, хранителю мой святый, защити меня", или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили…

Епископ Феофан учит нас все дела совершать с мыслью о Боге, с сердеч­ным чувством зависимости от Него и в непрестанной мысленной беседе — молитве о Нем.

К привычке постоянно молитвенно обращаться к Богу следует приучать и детей.

В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела и т.п. Следует приучать их тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совер­шаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранитель-ную силу (также, как впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Вместе с необходимостью соблюдения той или иной меры поста, следует позаботиться и о предохранении детей от привычки пресыщения или слишком частого, не в установленный срок принятия пищи. Епископ Феофан Затворник дает родителям такое указание:

Должно так питать дитя, чтобы развивая жизнь тела, доставляя ему крепость и здоровье, не разжечь в душе плотоугодия. Не должно смотреть, что дитя мало, надобно с первых лет начинать остепенять преклонную к грубому веществу плоть и приучать дитя к обладанию над нею, чтобы и в отрочестве, и в юности, и после них легко и свободно можно было управляться с этой потребностью.

От детского питания многое зависит в последующем. Незаметно можно развить сластолюбие и неумеренность в пище — два рода чревоугодия, эти губительные для тела и души склонности, прививающиеся к питанию…

Когда дети подрастут и определятся характеры и склонности, родителям надо проявить тактичность в отношении их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качества пищи, которое будет выходить за пределы обычной нормы церковного устава. Для слабых и больных детей, естественно, могут быть допущены и ослабления, и отступления от поста.

Точно также взрослых детей (юношей и девушек) нельзя уже насильно держать на строгом выполнении всех норм поста, если они будут сильно тяго­титься ими. В этом случае пощение не даст пользы душе, а может ее ожесто­чить. Господь сказал: "Милости хочу, а не жертвы" (Мф. 9,3). И весь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя. Чтобы для взрослых детей не были тяжелы обычные нормы поста, детей следует приучать к нему с самого младшего возраста.

Из числа наиболее духовных пастырей для детей должны быть выбраны духовные отцы, с которыми они должны постоянно общаться и совместно с которыми должны решаться важнейшие вопросы их жизни. Также при выборе для новорожденного ребенка крестных родителей следует руководствоваться прежде всего возможностью их благотворного духовного влияния.

Вместе с началом молитвы ребенок должен слушать духовные рассказы и чтение, а когда он начнет читать сам, необходимо обеспечить его книгами, питающими душу.

При ознакомлении детей со Священной историей желательно следовать методике К.Д. Ушинского, который дает также указания по этому делу:

Первое ознакомление с Евангельскими событиями всего удобнее совмес­тить с объяснениями предстоящих праздников. Тогда и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка — все соединяется, чтобы оживить то или другое событие.

Исторические рассказы надо проводить так, чтобы в первый раз были рас­сказаны только важнейшие черты событий, и, когда эти черты запечатлеваются в памяти, тогда привязывать к ним другие черты и происшествия, носящие вто­ростепенный характер. Одна прочно залегшая черта в состоянии потом выдер­жать много привязанных к ней подробностей. Если же дать сначала подробный длинный рассказ, то ребенок заметит мелочи и пропустит главное.

Пересказав событие, делайте ударение на фактах, собственных именах, выражениях, составляющих сущность рассказа, а потом можно обратиться к детям с такими вопросами, в ответ на которые они передали бы вам главные черты события.

После изучения Священного Писания детей следует ознакомить с жизнео­писанием наиболее великих святых в собственных пересказах или по литерату­ре, написанной для детей и юношества.

Не жалея труда и времени, родителям надо усердно искать хорошие ду­ховные книги и давать их детям, сообразуя с их возрастом и индивидуальными склонностями.

Следует помнить, что благочестивые поколения древней Руси с детства на­чинали чтение духовных книг — Псалтыри и других. Также во времена первых христиан Священное Писание не только читалось, но и изучалось детьми.

Одновременно с чисто духовной, дети должны читать и детскую, и юно­шескую литературу — рассказы и повести, описывающие жизнь святых или благочестивых людей. К таким книгам относятся, например, "Святая юность" Е. Поселянина, повести из жизни первых христиан Евгении Тур, "Хижина дяди Тома" Г. Бичер-Стоу и т.п.

Из таких книг дети должны черпать примеры жизни в Боге, жизни верою и подвигов ради Христа.

Духовное чтение может идти понемногу, но систематически. Такое чтение лучше всего вести совместно с родителями, например, по вечерам, причем со­провождать их объяснениями и беседами. Дети должны изучать Новый и вкратце Ветхий Заветы (в пересказе для детей) и познакомиться с церковной историей, жизнеописанием великих святых и прежде всего тех, имена которых носят.

Чтение с детьми истории Нового и Ветхого Заветов должно сопровождать­ся приложением прочитанного к жизни христианина.

Так, например, после чтения истории о жертвоприношении Каина и Авеля (Быт. 4, 3-5) следует задать вопрос — почему не была принята жертва Каина? И затем обратить внимание детей на необходимость подготовки себя к нашей ежедневной жертве Богу — молитве, на творение ее в неторопливости, тща­тельности, в примирении со всеми для того, чтобы наша жертва — молитва, не была бы отвергнута Богом, как жертва Каина.

Со взрослыми детьми, помимо более легкого чтения, следует понемногу заниматься разбором основ Символа веры, заповедей Христа, значения и со­держания Таинств, церковных Богослужений и монашества.

Родителям при этом следует по возможности самим заниматься с детьми их духовным образованием. Об этом так пишет старец Амвросий одной матери:

"Вам кажется, что не имеете призвания учить и не можете говорить с до­лжной силой убеждения об этом великом предмете (религии). Как мать чадо­любивая, сами передавайте сведения об этих предметах вашим детям, как умеете. Вас в этом заменить никто не может… другие не знают ваших детей и их душевное расположение и потребности, и притом, слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления других действуют на ум, а наставления матери на сердце".

Вечерние чтения и беседы с детьми следует устраивать так, чтобы они не тяготились ими. Для этого можно разрешать им во время чтения заниматься какой-либо ручной и интересной для них работой, как, например, рисованием, вырезанием и склеиванием игрушек, вышиванием и т.п. Лишь бы занятия были не суетливы, без разговоров и не мешали слушать. Обстановка таких вечеров должна быть непринужденной, приятной и уютной. Чтобы чтение было вырази­тельным, читать следует самим родителям или кому-нибудь из старших.

Жития Святых следует читать не подряд, а выбирая из них наиболее зани­мательные и богатые эпизодами места. Чтобы оживить чтение, следует зада­вать детям вопросы "Как вы думаете, как поступил в этом случае святой? или "Что вы помните про святого, имя которого здесь упоминается?" или "Что ответил на это святой?" и т.п.

Хорошая духовная библиотека — это наиболее ценное семейное сокрови­ще. Не следует жалеть ни труда, ни средств, чтобы скопить этот духовный капитал. Она дает нам возможность в любое время беседовать с величайшими и мудрейшими из людей — с теми, в которых почивал Святой Дух.

Истории из Священного Писания так же, как и жизнеописания святых, сле­дует прочитывать с детьми не один раз, а периодически повторять их.

Особо следует выделить чтение Евангелия, которое производит особое действие на душу, как слова Самого Господа. Евангелие одухотворяет, как одухотворяет молитва.

Евангелие или лучше весь Новый Завет в хорошем переплете с соответ­ствующими надписями пожеланий следует подарить каждому из детей, как первый из подарков еще при крещении ребенка. Чтение Евангелия должно войти в ежедневную обязанность для взрослых детей. Если неудобно утром, то можно читать его вечером — перед молитвой.

Освящены ли наши жилища? Вкушают ли наши дети освященный хлеб (про­сфоры, антидор, артос) и святую воду? Кто мешает нам давать их с утра каж­дый день, обеспечивая этим их здоровье, по словам старца Варнавы из Гефсиманского скита? Имеются ли в обстановке наших жилищ освященные предметы и изображения, невидимо действующие на наших детей — крест, иконы, кар­тины из священной истории, рисунки из жизни святых и т.п.? Все это влияет на формирование ребенка.

Пусть чувства получают первые впечатления от предметов освященных: икона и свет лампады — для глаз, священные песни — для слуха и проч. Дитя не понима­ет еще ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, предзанимая сердце, тем ставят вдали другие предметы.

Поэтому будем всегда проверять — есть ли крест на груди наших детей? Есть ли он у их кроваток вместе с изображением Божией Матери и святого, имя которого они носят?

Очень поучителен для нас быт древнерусской благочестивой семьи. У таких семей всегда была особая молельная комната, а в доме зажиточных своя до­машняя церковь. Весь красный угол каждой жилой комнаты посвящался много­численным иконам. Иконы были в киотах, украшались драгоценными окладами и перед ними теплились неугасимые лампады.

К большим праздникам все тщательно чистилось и украшалось. Картины и портреты в комнатах относились преимущественно к священной истории и ду­ховным лицам. По существу, древнерусский быт благочестивой семьи был бли­же к монастырскому укладу, чем к светской жизни.

И, подражая древнерусскому благочестивому быту, родители всю жизнь ребенка должны обставлять обычаями церкви. Сюда относятся, по указанию Феофана Затворника, частое ношение детей в церковь, прикладывание к свято­му кресту, Евангелию, иконам; также и дома — частое подношение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление святой водою, курение лада­ном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, бла­гословение священника, приношение в дома икон из церкви и молебны.

Вообще, все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти, и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от иску­шения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть к развиваю­щейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее.

И насколько необходимо окружить наше чадо всем святым, настолько же нужно и оберегать его от всего нечистого и скверного — богоборческих и безнравственных книг, соблазнительных рисунков, картин и скульптурных изо­бражений и т.п. Их недопустимо держать в доме. Известен рассказ про свято­го, которого обошла Божия Матерь (в видении) только потому, что на его полке лежала еретическая книга.

Будем же помнить, что святость и Дух Божий несовместимы со скверной. Необходима духовная чистота атмосферы, в которой растут наши дети, и тогда от них никогда не отступят их Ангелы-Хранители и их будут посещать святые.

Особую заботливость должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они проводят свое время — играют или занима­ются. Пусть жизнь их проходит под постоянным осенением образов, освященных светом неугасимых лампад. Пусть перед своими глазами они всегда видят Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и своих ангелов, и семейных святых.

Если у родителей есть возможность выбора жительства между городом и деревней, то пусть не колеблются они и выбирают деревню. Там менее со­блазнов, развлечений и суеты. Там лечге создать для детей тихую, трудовую жизнь, легче привить вкус к хорошей, серьезной книге, сроднить с природой, приучить к нерассеянной молитве. Там больше будет у них времени, чтобы задуматься о Боге, о вечности. Там ближе к ним будет Небесная, Торжеству­ющая Церковь и образы великих святых и праведников. Старец Амвросий Оп-тинский часто говорил: Жить можно в миру, только не на юру, а жить тихо.

Надо помнить, что лишь то разовьется у детей вспоследствии, к чему склон­ность была заложена в раннем возрасте. Наша обязанность — приучить их к тихой жизни. Тогда в них может развиться сосредоточенность, внимательность к своему внутреннему миру и появиться вкус к духовным переживаниям, к тихим духовным радостям, к жизни в Боге. Всему этому нет места в жизни, полной шума, удовольствий и развлечений.

Однако из этого еще не следует, что все удовольствия и развлечения долж­ны быть запрещены детям. Как не могут быть запрещены им разумные игры.

Конечно, родители должны тщательно разбираться в постановках, выбирая те из них, которые наиболее подходящи, как, например, исторические пьесы и научные фильмы. Вместе с тем, посещение детьми театра или кино должны быть не частыми и не совпадать с постами или канунами праздников.

Аналогично разрешается вопрос — надо ли учить детей танцам? Не надо запрещать, но и не понуждать их к этому.

Внимательно должны следить родители за радио и телевизором, если они поставлены в семье по просьбе детей. Нельзя допускать призыва к безбожию, безнравственных пьес или песен и т.п. Не должно звучать радио, когда дети занимаются уроками или читают: доказано, что раздвоение внимания очень вредно отражается на нервной системе.

При включении радио или телевизора следует учитывать, что громкогово­ритель принуждены слушать все в комнате (часто и во всей квартире), в том числе те, кто этого не хочет. Эти члены семьи таким образом будут лишены возможности сосредоточиться, читать или молиться. Чтобы избежать этого, радио или телевизор должны выключаться по желанию любого члена семьи.

Наличие в квартире телевизора может нанести бедствие христианской семье, и прежде всего детям. Надо уберечь их от вредных для души фильмов и также соблазна постоянно развлекаться (не говоря уже о возможности вреда телеви­зора для здоровья и для глаз).

Как и во всех сторонах жизни семьи, и в отношении развлечений родители прежде всего сами должны давать детям пример такой сосредоточенной жизни.

Из воистину спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно выде­лить две характерные категории, которые можно противопоставить и между которыми будут находиться все остальные христиане.

К одной из них принадлежат те христиане, которые сами добровольно вы­бирают тесный путь духовного подвига — усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним.

Естественно, что характер самопринуждения будет различен в зависимости от того положения, которое христианин занимает в обществе. Для иноков — это подвиг усиленной молитвы, поста, уединения, затвора и т.п.

Для мирян это будут дела милосердия — самоотверженное служение ближ­ним, забота о голодных, больных, заключенных.

Некоторые из таких мирян могли совмещать деятельное служение ближ­ним и широкую благотворительную деятельность с подвигами поста и молитвы.

Там, где нет произвольного подвига — "самогонения", — там неизбежен путь скорбей. Преподобный Серафим говорил: "Нет скорбей, нет и спасения. И пусть благодарят христиане Господа при встрече испытания, говоря: "Не за­был — посетил меня, Господь. Слава Господу за все".

Итак, и в одном, и в другом случае для христианина неизбежна теснота жизненного пути. Как должны мы, родители, подготовить детей к такому пути?

Как и при всяком обучении, здесь имеют место те же законы, о которых говорилось выше: начинать учить как можно ранее, вести учение на примерах и вести его непрерывно и последовательно, с возрастающей нагрузкой.

Следует во время обучения детей пересиливать себя, никогда не распус­каться и держать себя как бы в известном напряжении и внимании. Сюда отно­сится быстрое вставание с постели по утрам, без поблажки себе нежиться и валяться; мужественное преодоление усталости, голода и боли. Такое же зна­чение имеет привитие привычек — прямо сидеть за столом, не разваливаться, вставать при разговоре со старшими, если те стоят, уступать в транспорте место старикам, инвалидам или имеющим на руках детей и т.п.

Дети с раннего возраста должны постепенно приучаться обслуживать себя в чем только возможно. Сюда относится приготовление себе постели вечером и убирание ее утром, чистка обуви и платья, уборка своего столика или уголка и т.п.

Чем раньше начинается посильный домашний детский труд, тем лучше. Для девочек это будет прежде всего шитье, вышивание, штопание, вязание, затем уборка комнат, мытье посуды, помощь старшим в приготовлении пищи, и т.п. Для мальчиков — выполнение различных домашних поручений — починка утва­ри, покупка припасов и т.д. Летом, живя за городом, следует приучать детей к труду и во время прогулок терпеливо собирать ягоды и грибы, набирать хворост для печки, траву для домашних животных и т.д.

Очень хорошо, если семья имеет свой сад, огород и домашних животных. В этом случае детей можно очень рано приучать к такому труду, который будет для них и интересен, и не обременителен.

"Путь самопроизвольного подвига", "самогонения", воздержания и лише­ний может казаться непосильным и трудным с внешней стороны. Но зато он более преисполнен благодатных утешений и внутренней радости.

Нет в такой мере подобной внутренней радости у тех, которые к Царству Небесному идут путем неизбежного терпения и скорбей, посылаемых им для спасения от Господа.
Чаще всего это путь тех из христиан, которые, по словам апостола Иакова, "двоятся в мыслях" (Иак. 1, 8), тех, которые "взявшись за плуг, озираются назад" (Лк. 9, 62) — на грешный мир с его соблазнами, удо­вольствиями, развлечениями и нарядами.

Пожелаем же для наших детей выбрать путь самопроизвольного подвига, которым бы они шли "стремясь к цепи — к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп. 3. 14).

Послушание — это царица детских добродетелей, и при наличии послуша­ния за ним последует в ребенке развитие всех других душевных достоинств. И отсюда первой задачей родителей в их работе над детским характером есть насаждение в них полного послушания и искоренение самоволия.

Чтобы насадить в детях прочное послушание, родителям не следует забы­вать следующие десять положений:
  1. Без крайней необходимости нельзя никогда отменять своих распоряже­ний и приказаний.
  2. Распоряжения должны быть точно выражены и сказаны категорически.
  3. Выполнения приказания следует требовать немедленно и приучать детей слушаться с первого слова.
  4. Родителям важно всегда взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Для этого у них должно быть полное согласие между собой. Один из родите­лей не может менять распоряжений другого, при детях нельзя спорить о необ­ходимости или характере распоряжений. В присутствии детей вообще не до­лжно быть у родителей разногласий, чтобы авторитет их ничем не колебался. Об этом пишет в письме старец Амвросий Оптинский: Никак не спорьте о своих разных взглядах при детях.
  5. Не оставлять без наказания ослушания, усиливая наказание при повтор­ном ослушании.
  6. Не изменять требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
  7. Не командовать постоянно детьми и не давать им слишком частых прика­заний, иначе будет притупляться послушание.
  8. Не требовать от детей чего-либо слишком трудного для исполнения или несправедливого в каком-либо отношении.
  9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения. Любовь, ласка и нежность должны сочетаться с требованиями полного к себе уважения и поч­тения. Маленьким детям нельзя позволять трепать себя за волосы, или уши, ударять, хотя бы в шутку и т.п.
  10. Самим давать пример послушания — жены мужу и обоих — своему
    духовному отцу.

Если преодолены первые прилоги самоволия и дитя с раннего возраста при­выкло к послушанию, то в дальнейшем борьба с самоволием будет уже легче.

В отношении послушания древнерусская православная семья стояла твер­до на основе Евангельских заповедей. В такой семье свято чтилось роди­тельское благословение. Оно считалось, и недаром, залогом благоденст­вия и всякого успеха в жизни.
 
Из книги Н.Е.Пестова "Путь к совершенной радости"

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.