О принятии Святого Причащения

Дети должны готовиться и ожидать с нетерпением принятия Св. Христовых Тайн с самого раннего возможного возраста. Пастырям и наставникам очень трудно бывает говорить о Св. Причащении, должным образом вдохновляя де­тей, если те привыкли относиться к этому как к чему-то обыкновенному — просто тому, что они делают на каждой Литургии. Нет ничего страшного в том, чтобы причащаться не за каждой Литургией, на которой присутствуете, без исключения; это, во всяком случае, не так вредно, как причащаться без подготовки (хотя бы начиная с предшествующего вечера), без покаяния, стрем­ления, страха Божия, определенного времени для благодарения потом и без убеждения, что мы приемлем дар невыразимой святости. Нельзя забывать, что возможно причаститься и "во осуждение" (Ср. IKop. 11, 27 …). Мера благодати, которую мы получаем во Святом Причащении, зависит от нашего приготовления так же, как и от Божия дарования, которое вовсе не "автомати­чески" нам подается. Православное понимание таково, что подготовка и распо­ложение играют большую роль, чем частота, с которой мы приступаем к Св. Тайнам. Богохульно и духовно опасно заставлять или уговаривать любыми сред­ствами детей (даже маленьких) принять Св.Тайны против их воли. Я слышала об одном русском богослове, который всю жизнь помнил, как несколько раз в год вся их семья готовилась ко Св. Причащению, вычитывали подобающие молитвенные правила, перед принятием Таинства все испрашивали друг у друга прощения. Те дни, в которые они причащались Св. Тайн, были днями особенны­ми, запоминавшимися надолго. Частое причащение предполагает большее ас­кетическое усилие, и семья должна быть способна понести соответствующую меру "аскезы". Каждому подобает получить благословение своего духовного отца — в том числе, и дети, с того момента, как начинают ходить на исповедь, могут получить индивидуальный совет для себя об этом, центральном, аспекте христианской жизни.

Подходя к решению вопросов о посещении богослужений, о Св. Причас­тии, о домашнем молитвенном правиле, нужно иметь в виду не только непос­редственный результат, но и отдаленное будущее: что будет наилучшей под­готовкой ребенку к тому, чтобы всю жизнь прожить по-христиански в этом мире? Что заронит в него семя духовно здорового отношения ко Христу, к Церкви, к Таинствам? Что поможет ему сохранять до взрослого возраста же­лание познатъ Христа и иметь единение с Ним? Бывает, что дети часто посеща­ют Церковь, и при этом внутренне противятся и отвергают благодать. Некото­рые атеисты были воспитаны в благочестивейших семьях.

Когда мы говорим с совсем маленькими детьми о Св. Причастии , они могут негативно реагировать на выражение "Тело и Кровь Христовы". Это возни­кает больше в контексте обсуждений, нежели самой Литургии. Возможно, для них достаточно слышать слова Евхаристического канона во время службы и то, что говорит священник, причащая их. В другое время можно говорить о Хрис­те, входящем и пребывающем в нас, о принятии Христа. Безусловно, ни в коем случае не должно отрицать, что мы приемлем Христовы Тело и Кровь, но иногда наши "объяснения" только вызывают в детском воображении мясо и кости, и они чувствуют отвращение. Христос дает нам Себя в виде хлеба и вина именно потому, что нисходит к нам, зная, насколько трудно нам было бы в другом случае причаститься Его жизни.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.