О развлечениях и опыте общения с людьми вне семьи

Детские развлечения являются частью естественного развития ребенка. Им нужны беззаботное веселье, наслаждение своей свободой от обязанностей, "выпускание пара". Им нужна и общественная жизнь, не только как развлече­ние и отдых, но и как опыт общения с ближними и с миром, в котором мы живем по Промыслу Божию. Для православных родителей целью должно стать то, чтобы развлечения и общественная жизнь их детей были бы на пользу их развития как христиан, как личностей, которые смогут пронести свою веру через всю жизнь в этом мире. Как православные, мы не можем жить совер­шенно обособленно от всего прочего мира, и в то же время очевидно, что многое из того, что принято в мире, совершенно неприемлемо для христиани­на. Очень трудно избежать крайностей, и, конечно, многое зависит от возрас­та ребенка. Именно этот аспект воспитания требует деликатности и времени — но мы не должны думать о развлечениях и общественной жизни наших детей, как о чем-то несоответствующем нашим устремлениям, потому что на первом месте для нас стоит их духовное развитие. Напротив, если мы хотим вырастить свободных и зрелых личностей, любящих Бога и способных справиться с жизнью и окружением, которые весьма мало способствуют этой любви, то именно это наше устремление и заставит нас уделить должное внимание детским развле­чениям и увеселениям. Наше пренебрежение этим аспектом их жизни может привести к тому, что они либо погрузятся в мирскую круговерть и поплывут по течению, либо почувствуют себя ущемленными и взбунтуются.

Если мы не желаем своим детям участвовать в увеселениях вредных, при­дется приложить время и усилия для предоставления им увеселений не вред­ных. Так учит Св.Иоанн Златоуст. Вместо того, чтоб водить ребенка на непри­глядные зрелища, говорит он, возьми его куда-нибудь еще и дай ему возмож­ность по-другому развлекаться и отдыхать. Дети должны быть слишком заняты для вредных развлечений.

От родителей зависит показать детям (не на словах, а на деле — на самой жизни), как можно радоваться жизни, будучи православным. Нужно осознать, что для наших детей само то, чтобы быть православными, уже является подви­гом. Многих дразнят в школе за одно только хождение в Церковь, или за то, что не ругаются матом, или за то, что они "не имеют опыта" в отношениях с другим полом, ставших уже общепринятыми. Нельзя недооценивать постоян­ного напора идей, которые кажутся способными поставить под вопрос христи­анство (и православие — в особенности). Таким образом, становится жизненно необходимым, чтобы не возлагать на ребенка еще дополнительного бремени быть тем, которого никогда не пускают на улицу или которому запрещено делать то и другое, и третье. Не преподносите Православие как нечто негатив­ное, но — как жизнь истинную. Недопустимо, чтоб дети почувствовали себя в чем-то ущемленными от того, что их родители — убежденные христиане: и то одно достаточно плохо, если они затаят обиду на родителей — но они могут обидеться и на Христа, и на Церковь.

Св. Иоанн Златоуст, говоря о христианском ребенке, дает такой совет отцу: "Воздай ему многими подарками, чтобы он мог понести укоризну, которая придет на него за его воздержание". Очевидно, что св. Отец не советует баловать своих детей. Однако, им очень помогло бы, если бы вместо того, чтоб всегда говорить "я не делал того, потому что мама не разрешила", они иногда могли бы также сказать: "А мы вместо этого ездили туда-то и туда-то". Многие дети из православных семей только и могут в понедельник сказать в школе: "Мы просто смотрели телевизор и ходили в церковь". Пусть у наших детей будет что-либо , что иногда делало бы их объектом естественной детс­кой зависти. Это вовсе не основано на каких-то психологических теориях о необходимости поощрения чувства собственного достоинства и удовлетворе­ния своего «Я», нет. Но мы говорим об оружии, которое можем дать своим детям для того, чтобы помочь им сохранить свое христианство в этом мире и не быть уничтоженными. Каждому надлежит самому решать, как применить совет Св. Иоанна Златоуста в своей ситуации.

Неугомонность детей в храме и их скучание может (в некоторых случаях) быть отчасти оттого, что они лишены были прогулок, или возможности порез­виться, или "утешений", за которые бы чувствовали благодарность.

Св. Иоанн Златоуст советует родителям искать хороший круг общения сво­им детям, чтобы у них был добрый пример для подражания, т.к. он знает, что "подражание сильнее страха". Как члены Церкви, мы должны свободно об­щаться друг с другом. Хорошо участвовать в приходских клубах и детских лагерях от приходов. В то же время, общение наших детей будет выходить и вне церковного круга, и с их возрастом становиться все более и более незави­симым в выборе друзей; и это не есть нечто негативное, но жизненная необхо­димость. Прекрасный способ защитить детей не только от дурных влияний, но и от "двойной жизни" (дом — школа), — чтобы их школьные друзья приходили в гости в ваш дом. Пусть им понравится бывать у вас; побалуйте их добрым расположением, участием, угощением, и жизнь ваших детей и дома, и в шко­ле станет проще. Одно из величайших социальных преимуществ для школьника — иметь не богатых, а популярных родителей. Кроме того, дети будут таким образом учиться устанавливать взаимоотношения — включая и взаимоотноше­ния с людьми нецерковными — еще под крылышком родителей, окруженные мерками своей семьи, "судимые" ими — вместо того, чтоб иметь двойствен­ные мерки для своего поведения или набираться опыта общения с людьми только вне дома.

Нечего ожидать, что сегодня мы воспитаем детей в нравственно стериль­ной атмосфере. Мы можем стараться направить наших детей на благопристой­ные развлечения в хорошей компании, но мы не в силах полностью исключить всякий отрицательный опыт, особенно по мере взросления детей, да это и не было бы им на пользу. Нужно принимать подобные опыты, как "прививку" для детей. Можно обсудить все с детьми и постараться пробудить в них их со­бственное чувство рассудительности, так, чтобы, По крайней мере, они узнава­ли, что причиняет духовный и физический вред и научились уменьшать для себя опасность. Необходимо тратить время на то, чтоб делать что-либо вместе с детьми. И — важнее всего — мы должны молиться, да оградит их Господь от зла, и внушать им любовь ко Христу, чтобы они сами носили в сердцах своих как бы индикатор, показывающий добро и зло. Только это будет защитой долговре­менной и останется с ними, когда они станут независимыми и взрослыми. Подо­бным образом бывает и с физическими опасностями. Поскольку дети взросле­ют, постольку сложнее бывает удалить от них всякую опасность. Приходится объяснять, обсуждать, предупреждать, — но прежде всего молиться, уповать на Бога, и учить их молиться, и не в последнюю очередь в моменты страха и опасности. С самого раннего возраста христианские дети могут, например, на­учиться просить Божия благословения и заступления Святых, выходя из дома.

Мероприятия, связанные с отдыхом, не обязательно служат лишь для раз­влечения. На примере членов своей семьи и других друзей-христиан дети учат­ся с удовольствием отдавать свое время на службу другим, например, боль­ным, более нуждающимся, одиноким или лишенным возможности выходить из дома. Есть обширное поле для такой деятельности: создавать фонды, делать подарки, навещать… Другие занятия воспитывают в ребенке уважительное и ответственное отношение к сотворенному миру: например, выращивать декора­тивные или съедобные растения, находить применение предметам, которые обыч­но выбрасываются. Если школа или другой источник (например, телевизионная программа) подали ребенку начальную идею какого-либо полезного проекта, родители должны сами поддержать ее и показать положительное к ней отноше­ние, даже если их семья лишена тех возможностей, каким располагают другие.

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.