Редкое хождение в церковь

На Шестом Вселенском Соборе было определено: "аще… мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от святыя церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дня в продолжение трех седмиц, не приидет в церковное собрание… да будет удален от общества". Первых христиан одна тяжкая болезнь или тюремное заключение или же отлучка, — вот что могло только удержать от участия в церковном богослужении. Но и тут они, если по нужде оставались дома или бывали вдали от церкви, — отсылали сердца свои в церковь в то время, как там шла служба. А ныне сколько таких христиан, которые очень легко позво­ляют себе не быть у богослужения и по три воскресенья! Да и оставшись дома по уважительной нужде, — сочувствуют ли они во время богослужения мо­литве прочих, которые находятся в церкви? Теплится ли у них лампадка или свеча во время обедни и полагают ли они на себя крестное знамение, слыша церковный звон? Не сидят ли они в это время в покойных креслах с какой-нибудь книгою или не убивают ли время в разговоре со своим посетителем, а то сами не посещают ли кого, задерживая и других пойти в церковь? Нет, быть каждое воскресенье у службы не есть только дело усердия, но и долг.

Нехождение совсем в церковь

Бывают такие православные, которые целый год не придут в церковь к службе. Для этих людей храмы Божий как бы не существуют. Они до того отвыкли или еще не начинали привыкать быть в церкви, что их пугает вдруг прийти к богослужению. А если они соберутся когда-либо в церковь, напри­мер, к "стоянию на страсти Христовы в Пасху", то чувствуют боль в ногах и желают присесть. Что же они готовят себе в будущей жизни? Печальный ожидается ответ. Есть две церкви: "земная и небесная". Последняя не мо­жет быть без первой: надобно прежде пожить и подышать в первой, чтобы перейти навсегда в последнюю. Но быть в земной церкви только по имени "крещеного и православного" или только по записям приходским, — это еще не бытность и не жизнь церковная. Следует непрерывно оживляться исповедью и святым Причащением, слушанием слова Божия, благословени­ем церковным, прикосновением к святыням храма, общею с народом ве­рою и молитвою, наконец—благодатью Божией, которая не от дома частно­го исходит, а от церкви, и в дом может прийти только из церкви.

(Нравственное богословие для мирян)

Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.