Окончание св. Четыредесятницы

Кто провел св. Четыредесятницу так, как заповедует св. Церковь, — в посте и благоговении, в молитве и сокрушении сердечном, кто очистил душу и сердце свое слезами покаяния, кто с горячей любовью к Господу соединился с Ним причащением Тела Его, кто сотворил плоды достойные покаяния, и утвердился, сколько возможно, на пути заповедей Господних, — для того св. Четыредесятница была воистину "душеполезною". Лишение более приятной, утучняющей пищи произвело, конечно, ощутимую лег­кость и бодрость тела, свежесть мысли и деятельность всех сил душевных, приятное ощущение внутреннего спокойствия и мира сердечного. Молит­венные бдения, кажущиеся столь трудными для рассеянного ума, сдела­лись не только легкими, а и усладительными для сердца, плодоносными для духа, проливая в душу истинного постника благодатную радость и уте­шение. Все внешнее потеряло силу и власть над его душою, которая бо­лее сосредоточилась в самой себе, более полюбила уединенную беседу с Богом и своей совестью. Самые страсти плотские, не находя более пищи ни в теле, укрощенном постом, ни в душе, сосредоточенной в бого-мыслии и молитве, ослабели и умолкли. Вся душа усердно постившегося и молившегося просветляется благодатным светом: яснее познает себя и все окружающее, яснее прозревает верою и упованием в мир духовный, свободнее владычествует над своим телом, над его потребностями, склон­ностями и стремлениями, глубже чувствует потребность высшего сокро­вища—оправдания во Христе, умиротворения совести, благодатного пре­бывания с Богом. Кто ощутил в себе эти духовные плоды пощения, того ожидает в предстоящие святые дни высшее, ни с чем земным не сравни­мое, утешение; ибо все, что есть истинно отрадного и утешительного для нас в настоящей жизни, заключено в крестной смерти за нас Спасителя и Его воскресении, воспоминаемых Церковью в дни Страстной седмицы и Пасхи. Но, по неизреченному милосердию и долготерпению Божию, и пе­ред тем, кто провел св. Четыредесятницу не так, как бы требовали свя­тость дней ее и истинная польза души, кто и в эти дни всеобщего покаяния и спасения не начал, как должно, дела своего спасения, — еще отверзты двери милосердия Божия, открыт вход во святилище покаяния, для получе­ния милости, оставления грехов и спасения. И каждому грешнику преиму­щественно должно воспользоваться наступающими спасительными днями страстей Христовых к своему освящению и спасению, не оставаться хлад­ным и бесчувственным зрителем Христовых страданий, принятых ради спа­сения нашего, не быть равнодушным и к собственной участи своей, которая ожидает нас в вечности. И кто проведет хотя спасительные дни страстей Христовых с истинным исповеданием грехов своих, с решительным наме­рением не возвратиться к прежней греховной жизни, с крепким желанием благоугождать Господу исполнением святых заповедей Его, тот не лишится награды животворной радости Воскресения Христова.

(Настольная книга священнослужителя)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.