Святость праздничных дней

Воскресные и торжественные церковные дни посвящаются отдохнове­нию от трудов и вместе с тем набожному благоговению. В эти дни, воздер­живаясь от греховной жизни более, чем в другие, надлежит праздновать с благоговением и чистотою и ходить в церковь к слушанию службы Божией, а особенно к литургии. Необходимо понимать истинный смысл праздничного покоя и пользоваться этим покоем по-христиански. Труд, в особенности бла­гословенный Богом труд земледельческий, никогда сам по себе не может быть неугодным Богу, заповедавшему самим нашим прародителям еще до грехопадения "делати и хранити рай". В труде—призвание человека, его не­пременная обязанность и источник душевного и телесного здравия. И запо­ведь Божия о хранении воскресного дня не могла иметь целью лишь ото­рвать человека от вседневного труда, как будто бы неугодного Богу, а на­правлялась к тому, чтобы упорядочить и освятить необходимый и законный отдых труженика после его трудовой недели. А с другой стороны, заповедь Божия напоминает человеку, что кроме тела у него есть бессмертная душа, и кроме забот о земном благосостоянии у него есть забота об угождении Богу и служении Ему. Поэтому не запрещался и не запрещается в празднич­ный день труд необходимости, долга, труд любви и милосердия, — и только тот труд, безусловно, запрещается, который проистекает из корысти, из жадности, труд, обнаруживающий в человеке забвение Бога и своей души и погружение в житейские попечения. С другой стороны, не всякая праздность от житейских дел может считаться исполнением заповеди Божией, а только та, которая стремится "святить день седьмый", т.е. когда человек прекра­щает труд на себя, чтобы работать Богу, перестает трудиться для тела, что­бы дать себе время подумать о душе. Если же праздник является для челове­ка только благовидным предлогом уклониться от труда, если сверх того он проводится в разгуле с забвением всякой скромности и с явной опасностью для чистоты и целомудрия, то такая праздность не только не угодна Богу, но составляет прямо "мерзость в очах Божиих", привлекающую гнев Божий на поступающих так. Истинный христианин один день в неделю—день воскрес­ный—оставляя вседневную работу, должен посвятить Богу, проводя этот день в молитве церковной и домашней, в чтении и слушании духовно-назидатель­ных и других полезных книг и бесед, а кому есть случай и кто в состоянии, — в усилении в этот день своей благотворительной деятельности на пользу ближ­них и во имя Божие. Такая же честь должна быть воздаваема и великим праздникам церковным, в особенности двунадесятым и подобным им. Ос­тальные же праздники могут отличаться от обычных дней только тем, что христианин по долгу своему будет присутствовать в церкви за богослужени­ем, после же службы церковной с помощью Божией, по желанию своему, может отправиться на свой дневной труд. Такое празднование будет Богу угодно, и молитвенный, назидательный и трезвый еженедельный отдых, не­сомненно, будет обновлять и духовные и телесные силы тружеников, и Гос­подь благословит их труды успехом, равно как и народное здравие укрепит.

(Настольная книга священнослужителя)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.