Поведение в храме

Устав Православной Церкви предписывает определенные правила внеш­него выражения молитвенного состояния христианина за общественным бо­гослужением и в частной молитве. Таким выражением христианской мо­литвы служат совершение крестного знамения, различные поклоны, лобы­зания святыни.

При молитве индивидуальной, совершаемой наедине, каждый христиа­нин, побуждаемый к тому личным религиозным чувством и состоянием души в данный момент, свободен употреблять тот или иной внешний знак. Но поведение молящего за общественным богослужением строго определяет­ся Церковным уставом и церковным обычаем, который служит и законом совершения службы и внешнего поведения в храме, и правилом воспитания внутренней духовной дисциплины православного христианина. Вот наиболее важные из его предписаний на этот счет.

Православный христианин должен входить в храм тихо и благовейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного; шум, разговор, и тем более смех, при входе в церковь оскорбляют святость дома Божия и величие обитающего в нем Бога—"Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем" (Пс. 5,8).

Войдя в храм, нужно остановиться, положить три поклона (обычно—по­ясные) с молитвой "Боже, очисти мя, грешнаго" и поклониться направо и налево людям, вошедшим в церковь прежде тебя.

Став на место, полагается с благоговением и страхом Божиим помолить­ся словами: "Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя!", "Создавый мя, Господи, помилуй мя!", "Без числа согреших, Господи, прости мя!", "Крес­ту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!", "Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.. Честнейшую Херувим и славней­шую без сравнения Серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!", "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь". "Господи, помилуй!" (трижды), "Благос­лови". "Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас" и другие, если позволяет время до начала богослужения.

Те же молитвы можно произносить и при выходе из храма.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклона­ми. Святая Церковь требует совершения поклонов с внутренним благогове­нием и внешним благообразием. Пред совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон. Крестное знамение долж­но изображать правильно, с благоговением и не спеша. Церковный устав строго требует от нас, чтобы в храме Божием мы все делали не только истово и чинно, но своевременно и неторопливо, то есть там, где указано. Вообще поклоны следует совершать по окончании каждого краткого проше­ния; например, "Господи, помилуй", или молитвословия, а не вовремя его исполнения. "Не вкупе с молитвой", — как говорится в Типиконе.

Пред началом всякого богослужения нужно полагать по три поясных поклона. Затем при всех службах, на всяком "Приидите, поклонимся", на "Святый Боже", на "Слава тебе, показавшему нам свет", на троек­ратном "Алилуиа" и на "Буди имя Господне" полагаются поясные покло­ны с крестным знамением.

На всех ектениях должно внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу и, осенив себя крестным знамением при возглашениях "Господи, помилуй" или "Подай, Господи", положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стиховен и других молитвословий поклон полагается при словах "припадем", "поклонимся", "молим Ти ся" и т.п.

При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается пояс­ной поклон.

На полиелее после каждого величания—по одному поклону.

Пред чтением Евангелия и по прочтении его на "Слава Тебе, Господи" один поясной поклон полагается всегда.

При начале чтения или пения Символа веры на слова "Верую", "И во Единаго Господа Иисуса Христа", и "И в Духа Святаго", при произнесении слов "силою честнаго и животворящаго Креста", при начале чтения Апостола, Еван­гелия и паримий нужно осенять себя крестным знамением, без поклона. "

Когда священнослужитель произносит: "Мир всем" или возглашает "Бла­годать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца, и причастие Свята­го Духа буди со всеми вами", следует делать поклон, но без крестного знаме­ния; такой же поклон полагается и при всяком благословении священнослужи­телем всех молящихся, а также при отпусте, если таковой совершается без Креста. Когда отпуст говорится священнослужителем с Крестом, которым он осеняет молящихся—поклон следует делать с крестным знамением.

Прикладываться к Святому Евангелию, Кресту, мощам и иконам следу­ет так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать никого и не оттеснять; два поклона положить пред целованием и один после целования святыни.

При возглашении "Главы ваша Господеви приклоните" следует накло нить голову.

Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать ноги; к иконе Бо­жией Матери и святых—руку. Прикладываясь к Святому Евангелию, мож­но произносить про себя молитвы "со страхом и любовию приступаю Ти, Христе, и верую словесем Твоим", "Христе Боже, помози ми и спаси мя".'

Молясь за живых и умерших и называя их по именам, с любовию про­износить имена, ибо по долгу любви христианской они требуют от нас сердечного сочувствия и любви.

Молиться за усопших следует так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих (имена) и прости им согрешения вольная и невольная, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея бесконечный и блаженныя жизни наслаждение".

Когда Священнослужителем совершается каждение молящихся—отве­чать на него наклонением головы.

Во время чтения Евангелия—стоять с преклоненной главой, как бы слу­шая Самого Иисуса Христа.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом "Помилуй мя, Боже", по окончании первой пол­овины Херувимской полагается поклон. Во время великого входа при по­миновении Святейшего Патриарха и других лиц нужно стоять благоговей­но, с преклоненной главой, и в конце поминовения при словах "Всех вас православных христиан" говорить: "Архиерейство твое да помянет Гос­подь Бог во Царствии Своем"—при служении епископа; при служении других священнослужителей говорится:" Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Сво­ем", затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа должно произнести: " Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем".

Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песни "Тебе поем" поклониться до земли Телу и Крови Христовым. Значение этого момента так велико, что с ним не может сравниться ничто в нашей жизни. В нем заключается наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо "Бог явился во плоти"(1 Тим. 3:16).

Во время пения "Достойно есть" или задостойника священник молится о живых й умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за кого служится литургия; присутствующие в храме должны в это время помя­нуть своих близких, живых и умерших.

После "Достойно есть" или задостойника—земной поклон. При словах "И всех и вся"—говорить в себе "Молитвами всех святых Твоих, Господи, посети и помилуй нас".

В начале Молитвы Господней "Отче наш"—совершить крестное знаме­ние и положить земной поклон.

При открытии царских врат и явлении Святых Даров, означающем яв­ление Иисуса Христа по Воскресении, при возглашении "Со страхом Божиим и верою приступите!"—земной поклон.

При последнем явлении Святых Даров (чем изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника "Всегда, ныне и присно, и во веки веков"—также земной поклон.

Приступая к принятию Святых Тайн—Тела и Крови Христовых, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно и, не спе­ша, благоговейно и со страхом Божиим подходить к святой чаши, громко назвав имя свое. По принятии Святых Тайн должно лобызать край чаши, как бы самое ребро Христово, и затем спокойно отходить, не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: " Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!"

Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера. Святой антидор и благословенный хлеб принимать нужно благоговейно и целовать при этом подающую руку священника. Антидор раздается присутствующим за литургией для благословения и освящения души и тела, чтобы те, кто не приобщился Святых Даров, вкусили освященного хлеба.

От Святой Пасхи до Дня Святой Троицы и от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господние праздники поклоны земные Святою Церковью совершенно отменяются.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, ру­кой или кадят народ, креститься не нужно, но только кланяться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда священник кадит с Крестом в руке, все крес­тятся и, отвечая на его приветствие "Христос воскресе!", говорят "Воисти­ну воскресе!".

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу и не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божием, нужно помнить, что находишься в присут­ствии Господа Бога, и поэтому стоять как пред самим Лицом Его, пред очами Его, в присутствии Божией Матери, Святых ангелов и всех святых, ибо сказано "В храме стояще славы Твоея, не небеси стояти мним (Последование утрени)

(Настольная книга священнослужителя)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.