Молитвенное делание

Иисусова молитва требует неослабных трудов. Подвижники различа­ют два молитвенных состояния: одно зависит от усердия и трудов моля­щегося, другое дается благодатью. Для этих трудов не нужны какие-то особые условия; Иисусовой молитвой можно заниматься и дома, и по дороге на работу, и за любым занятием, не слишком отвлекающим наше внутренние внимание.

Есть и другие краткие молитвы, которые можно повторять в течение дня. Такова, например, была молитва древних египетских подвижников: Боже, в помощь мою вонми; Господи, помощи ми потщися! (Пс. 69, 1). Или молитва: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой: Троица Святая, слава Тебе". Или: "Аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр помилуй мя"! и другие. И здесь, как и во всех прочих случаях, молитва ни в коем случае не должна превращаться в какое-то магическое заклинание; критерием подлинности молитвы до­лжно быть всегда покаяние, ощущение собственной немощи и упование на помощь Божию.

Исполнение молитвенных правил следует, по возможности, соеди­нять с чтением Священного Писания, прежде всего Евангелия, лучше всего в тех отрывках, которые читаются в этот день в Православной Церкви. По желанию этот минимум можно увеличивать, скажем, прочитывать каж­дый день по главе из Евангелия и по две главы из Посланий апостолов.

Но каким бы ни был индивидуальный молитвенный путь каждого, ни­когда не следует пренебрегать и установленной церковной молитвой. Увлекаясь Иисусовой молитвой, часто заменяют ею утреннее и вечер­нее правило, а иногда и церковные службы. Вставший на путь такой за­мены постепенно отходит от источника всех истинно молитвенных состо­яний—от Церкви. Обособляясь от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в круг своих личных молитвенных переживаний, что чревато целым рядом опасных искушений: гордостью или прелестью. Сила цер­ковной молитвы—не в силе переживаемых нами ощущений, и о ней ни в коем случае нельзя судить лишь по тому, что мы переживаем или не переживаем тогда, когда участвуем в ней. Молитвенное пребывание В Церкви Христовой через участие в совершаемых богослужениях по со­зданному этой Церковью чину, является для нас источником воды живой, который можно лишь восполнить особым молитвенным правилом, а не заменить. Нельзя безнаказанно для духовной жизни порывать живой молитвенной связи с Церковью, ссылаясь на свое особое молитвенное призвание. Школа молитвы начинается в Церкви и в Церкви же и закан­чивается, ибо она ведет нас к приобретению тех духовных сокровищ, которые в лице ее святых давно приобретены и открыты, и которыми она стремится наделить каждого из верных ее чад.

 (Настольная книга священнослужителя)
Распечатать Распечатать

Комментирование закрыто.